Новые лицензионные требования к отдельным видам деятельности на морском и внутреннем водном транспорте вступают в силу с 1 ноября 2017 года
Новая редакция постановления правительства «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» вступает в силу с 1 ноября 2017 года. О новых лицензионных требованиях сообщил в докладе на ежеквартальном публичном обсуждении по вопросам контрольно-надзорной деятельности в области торгового мореплавания и судоходства заместитель начальника Госморречнадзора Самвел Саркисян.
Как следует из доклада, к числу новых требований, относятся: наличие для каждого судна (за исключением маломерного) судового свидетельства об управлении безопасностью в соответствии со ст.34.1 КВВТ; наличие для каждого судна вместимостью более 1000 свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами в соответствии со статьями 334, 335 КТМ.
В соответствии с подпунктами «ж» и «з» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности перевозок внутренним водным, морским транспортом опасных грузов лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) являются:
- наличие для каждого судна вместимостью более чем 1000 тонн нефти свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом, а также свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами в соответствии со статьями 334, 335, 336.6 и 336.7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;
- наличие для каждого судна, перевозящего нефть и нефтепродукты, свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в соответствии со статьями 323 и 324 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (при перевозке наливом в качестве груза более чем 2000 тонн нефти).
В данных требованиях указана ссылка на Федеральный закон № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания» от 30.04.1999 г. (КТМ РФ), в которых регламентируются правила ответственности за ущерб от загрязнения с судов нефтью, бункерным топливом и ответственность за ущерб при перевозке морским транспортом опасных и вредных веществ.
КТМ РФ разделяет ответственность за ущерб от загрязнения нефтью и нефтепродуктами и ответственность за ущерб от загрязнения опасными и вредными веществами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 326 КТМ РФ правила, установленные главой ХIX «Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ», не применяются к ущербу от загрязнения, как он представлен в подпункте 5 пункта 2 статьи 316 «ущерб, причиненный вне судна загрязнением, происшедшим вследствие утечки или слива нефти с судна, где бы такие утечки не произошли» главы XVIII «Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью».
Таким образом, ответственность за ущерб в связи с перевозкой опасных и вредных веществ не применяется к судам, предназначенным или используемым для перевозки нефти наливом в качестве груза.
Федеральным законом №177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты российской Федерации» 18 июля 2017 года внесены изменения в Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», исключающие проведение экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков.
Однако при этом План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), утверждается эксплуатирующей организацией после проведения тренировочных учений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и получения положительного заключения уполномоченного правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, выдаваемого в порядке, установленном правительством Российской Федерации.