logo
Главная За рубежом Новости Страны Азии остаются главными поставщиками кадров для мирового морского флота

Страны Азии остаются главными поставщиками кадров для мирового морского флота

Французский исследовательский институт морского транспорта ISEMAR опубликовал обзор, посвященный морским кадрам мирового торгового флота.

В своем отчете французские ученые подчеркивают, что рынок кадров для морской индустрии отличается все большей космополитичностью. Сегодня  все суда, за некоторым исключением (например, на каботажных линиях США, где действует закон  US Jones Act и другие национальные регламенты)  укомплектованы мультинациональными экипажами.  Это обстоятельство влечет за собой ряд трудностей, обусловленных разностью культур, языка, образования и условиями трудового контракта.

В течение долгого времени экипажи формировались из представителей западных государств, суда регистрировались также в западных странах, контролировавших большую часть мирового флота.  Здесь же было сосредоточены и лучшие школы профессионального  морского образования.
 
Однако геополитические изменения привели к тому, что такие восточноевропейские государства как Украина, Польша и Россия после 90-х годов составили очень сильную конкуренцию  западным морякам, как  рядовым, так и командному составу. Имея серьезное профессиональное образование, они отличались высокой компетентностью, претендуя при этом на менее высокий уровень оплаты, что составило их преимущество перед западными моряками.  Однако с повышением общего уровня жизни,  разность в  зарплате между западными и восточными  европейцами явно сократилась. Сегодня польский капитан  имеет вилку зарплаты очень близкую к зарплате европейского капитана, Более заметные различия сохраняются на уровне рядового плавсостава, отмечают исследователи.

Между тем, мощную   конкуренцию западным морякам с 80-х годов  составляют выходцы из Азии. За несколько лет Филиппины, Китай и Индонезия стали главными поставщиками  рабочей силы  на флот, при этом их заработки находятся ниже уровня оплаты и западноевропейских и восточноевропейских коллег.  Судовладельцы этим пользуются и  разница в оплате труда может сохраняться в рамках одного судна для представителей разных национальностей.     
 
Исследователи приводят статистику по национальному  составу мирового флота, составленную на основе двух работ   (ежегодный отчет Drewry Shipping Consultants и пятилетний отчет BIMCO/ISF)

Спрос и предложение на рынке  акдров для флота иллюстирует таблица, составленная по резльтатам замеров, проведенных в 2005 и 2010 годах.

Согласно исследованиям, страны OCDE (ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ) поставляют на мировой рынок 30%  моряков, страны Восточной Европы - 20%, страны Индийского полуострова  - 13%.  Предложение на рынке морских кадров поддерживается азиатским странами  (более  35%), страны OCDE  - 19%. На Индию, Африку и Латинскую Америку приходится по  15% в каждом регионе.

Исследователи указывают, что на рынке сохраняется риск нехватки квалифицированных специалистов в большей степени, чем рядового состава. Нехватка командного состава оценивается в   2%  и касается в основном технических кадров.