Канада снаряжает в пролив Виктории экспедицию для исследования Арктики
Канада возобновляет археологические и гидрографические исследования в проливе Виктории с целью поиска экспедиции Джона Франклина, погибшей в конце 1840-х годов. Об этом сообщает на своем сайте премьер-министр Канады Stephen Harper
Данная экспедиция, по крайней мере, шестая попытка найти следы исследователей канадской Арктики. В течение 150 лет Канада неоднократно посылала в Арктику поисковые экспедиции, но проект 2014 года в проливе Виктория является самым амбициозным из всех, реализованных до сих пор, пишет Stephen Harper.
Как сообщает премьер-министр Канады, экспедиция позволит собрать важную информацию об одном из самых отдаленных районов страны, углубив понимание Арктики. Костяк экспедиции составляют четыре судна – корабль канадской береговой гвардии Sir Wilfrid Laurier, корабль ВМС Канады Kingston, исследовательское судно Martin Bergmann Фонда исследования Арктики (Arctic Research Foundation) и судно круизной компании One Ocean Voyager. Кроме них для обслуживания экспедиции будут использоваться и другие суда, из них два судна гидрографической службы Канады, гидрографические катера Kinglett и Gannet, научно-исследовательское судно управления «Парки Канады», а также автономный подводный аппарат Arctic Explorer Министерства национальной обороны Канады.
Вместе эти суда и катера смогут исследовать океанское дно сонарами при поисках остатков судов экспедиция Франклина.
Описывая планы экспедиции, премьер-министр подчеркивает, что она имеет несколько основных целей: во-первых, отметить одну из ярких страниц в истории страны, связанную именно с исследованиями севера, во-вторых, привлечь внимание к перспективам коммерческого освоения Северо-Западного прохода, поскольку он представляет один из самых коротких маршрутов между Европой и Дальним Востоком, однако этот путь до сих пор плохо описан картографически, что несет риски кораблекрушений и нанесения ущерба окружающей среде. Премьер-министр считает, что Север-Западный проход обещает стать важным маршрутом в течение уже ближайших десятилетий как для Канады, так и для международного сообщества, привлекая инвестиции со всего мира. (Напомним, что в сентябре 2013 года через Северо-Западный проход впервые совершило успешный рейс датское судно Nordic Orion, длиной 225 метров с грузом угля на борту – прим. Российского судоходства). В связи с этим правительство страны надеется получить от проживающих в регионе коренных народов (иннуитов) согласие на реализацию проектов по развитию арктических территорий. В рамках «Стратегии по развитию севера Канады» правительство продолжит исследования для закрепления суверенитета Канады над определенными арктическими районами, в частности, имеется в виду строительство постоянной арктической исследовательской станции и глубоководного порта в Артике.
Результаты экспедиции будут представлять общественности через Королевское географическое общество Канады, указывает премьер-министр, для чего будет создан специальный веб-сайт, на котором будут представлены карты, материалы исследований, бортовой журнал капитанов и т.д.
На основе материалов экспедиции предполагается создать учебную программу, поддержка которой уже обещана со стороны компаний W. Garfield Weston Foundation, OOE, Shell Canada и ARF.
Канада надеется опробовать в ходе экспедиции 2014 года новые технологии и инновации, в частности, премьер-министр отмечает аппарат Arctic Explorer, разработанный International Submarine Engineering Ltd de Port Coquitlam. Аппарат оснащен сонаром высокой разрешающей способности производства Кraken Sonar Systems Inc., и радиоуправляемой акустической системой Omnitech Incorporated, производства Dartmouth. Упоминается также и другое оборудование, например, знаменитый спутник RADARSAT-2 Канадского космического агентства, который обеспечит снимками партнеров экспедиции.
Интересным фактом является то, что в экспедиции примет участие частная компания OOE, организующая летом круизы в Арктику, арендуя в Европе исследовательское судно. В рамках экспедиции в пролив Виктории 2014 года OOE будет выполнять функции платформы для базирования автономных аппаратов и размещения членов экипажей .
- Напомним, что в настоящее время интернациональный статус Арктики закреплен в международных соглашениях по Арктике. Арктический регион поделен на пять секторов ответственности между Россией, США, Канадой, Норвегией и Данией, однако точная граница Арктики не определена. В августе Канадауже отправила ледоколы береговой охраны Канады Terry Fox и Louis S. St. Laurent в шестинедельную экспедицию, цель которой – составление карты подводного рельефа, резальтаты которой должны быть представлены в поддержку заявки Канады на расширение принадлежащих ей водных пространств в северных широтах.