logo
Главная Диалог online Прямая речь Директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников
08:00 по 08:00 (МСК)

Директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников

Эксперт: Константин ПальниковДиректор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России

о роли подведомственных Минтрансу России ФАУ «Российский морской регистр судоходства» и ФАУ «Российский Речной Регистр» в развитии судостроения и судоходства в России

- В соответствии с федеральными законами (Кодекс торгового мореплавания (КТМ) Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ) Российской Федерации), в целях сохранения жизни и здоровья пассажиров и экипажей, обеспечения соответствия судов требованиям безопасности судоходства, сохранности перевозимых грузов и защиты окружающей среды от загрязнения с судов, каждое морское или речное судно должно выполнять применимые международные и национальные требования в указанных областях.

В целях объективного подтверждения соответствия судна применимым требованиям осуществляется классификация и освидетельствование судов.

В Российской Федерации сложилась практика,  что правила класса для судов внутреннего плавания (Правила Российского Речного Регистра), являются нормативным правовым актом, утверждаемым Министерством транспорта. Этот документ  регистрируется  Минюстом с последующим официальным опубликованием. Правила же Российского Морского Регистра Судоходства в соответствии с Кодексом торгового мореплавания разрабатываются и издаются Российским Морским Регистром Судоходства самостоятельно.
    
Российский Морской Регистр Судоходства и Российский Речной Регистр распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1080-р переданы в ведение Минтранса России. До этого оба регистра находились в ведении Росморречфлота.

После передачи в ведение Минтранса России регистры были преобразованы в организационно-правовую форму «федеральное автономное учреждение», которая наиболее подходит для осуществления деятельности по классификации и освидетельствованию судов. Минтранс России является учредителем ФАУ «Российский морской регистр судоходства» и ФАУ «Российский Речной Регистр», осуществляет координацию и контроль их деятельности.

Органами управления регистров являются наблюдательные советы и генеральные директоры. Председателем наблюдательных советов, избранными в порядке, установленном Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», является профильный заместитель министра транспорта (Виктор Александрович Олерский). В составе наблюдательных советов, утвержденных распоряжениями Минтранса России, работают представители судоходных компаний, Росморпорта, регистров, Минтранса России, Росимущества, других  организаций морского и речного транспорта.

Морские суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, могут классифицироваться и освидетельствоваться как российскими, так и иностранными организациями по классификации и освидетельствованию судов, при условии, что такие организации наделены Правительством Российской Федерации соответствующими полномочиями. В настоящее время наряду с Российским Морским Регистром  Судоходства полномочиями по классификации и освидетельствованию морских судов наделены Германский Ллойд и Бюро Веритас.

До настоящего времени суда внутреннего плавания могли быть классифицированы и освидетельствованы только Российским Речным Регистром. Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36, который вступает в силу 25 мая 2012 года, внесены поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта, дающие право иностранным классификационным обществам получить в Минтрансе России полномочия на классификацию и освидетельствование российских судов внутреннего плавания. Это будет производиться в соответствии с правилами, утверждаемыми Минт рансом России. В настоящее время это Правила Российского Речного Регистра, которые, как уже указывалось, являются нормативным правовым актом Минтранса России. Указанными Правилами должны будут руководствоваться и иностранные организации по классификации и освидетельствованию судов, которые в будущем будут привлечены к классификации и освидетельствованию судов внутреннего плавания.

Основным инструментом, который используют организации по классификации и освидетельствованию судов в своей деятельности, являются Правила класса. В силу указанных ранее федеральных законов правила класса фактически являются обязательными для исполнения физическими и юридическими лицами при проектировании, строительстве, эксплуатации и утилизации морских судов и судов внутреннего плавания. Таким образом, Правила класса обладают всеми признаками норм права и должны соответствовать требованиям, применяемым к нормативным правовым актам Российской Федерации.

Правила класса в отношении морских судов не должны противоречить международным морским конвенциям, и на практике в большинстве своем воспроизводят нормы, содержащиеся в Конвенциях. Особенностью Правил класса для морских судов являются процедурные требования, требования, не урегулированные Конвенциями, или требования, отнесенные на усмотрение морских Администраций. Правила класса являются техническим, очень сложным документом, применение которого на практике - непростая задача. Поэтому от инспекторов и экспертов классификационных обществ требуется серьезная подготовка как в знании самих правил и процедур их исполнения, так и в правильном применении их в практической деятельности.

Таким образом, ключевым аспектом системы классификации и освидетельствования судов является содержание Правил класса и их актуализация в соответствии с современными требованиями.

Правила Российского морского регистра судоходства и Правила Российского речного регистра существуют не один десяток лет и постоянно корректируются с учетом изменений технических требований к судам в международных конвенциях, а также с учетом достижений в области судостроения и эксплуатации судов. Вместе с тем, сама структура правил, процедурные вопросы освидетельствования судов длительное время оставались без должного внимания. В результате многие нормы, особенно процедурного характера, имеют неоднозначное толкование, позволяющее применять правила или их части на усмотрение инспектора классификационного общества.

Очевидно, устаревшими в Правилах являются положения, позволяющие классификационному обществу отступать от собственных правил без проведения исследований или экспертиз, подтверждающих безопасность и допустимость таких отступлений. В Правилах отсутствуют нормы, касающиеся сроков рассмотрения заявок на освидетельствование судов, что на практике приводит к необоснованному затягиванию процесса освидетельствования, особенно при первоначальном приеме судна в класс. В условиях, когда налоговый и административный режимы регистрации судов под Государственным флагом Российской Федерации сведены к минимуму, неясная и неоднозначная процедура классификации и освидетельствования судов становится основным препятствием для прихода судов под российский флаг.

Неоднозначной остается система рассмотрения и одобрения документации классификационными обществами, как в части строительства судов, так и в части эксплуатации. Так внутренними процедурами Российского Морского Регистра Судоходства установлено более 5 вариантов рассмотрения документации. Это приводит к разному пониманию судовладельцами и классификационным обществом результатов рассмотрения документации. По нашему мнению, если документация соответствует применимым нормам, то она должна быть одобрена, если же не соответствует - то одобрению не подлежит и должна быть доработана.

Минтрансом России ведется работа по существенной переработке правил Российского Речного Регистра, особенно с точки зрения процедур освидетельствования и классификации.