В рамках северного завоза развитие получит опорная транспортно-логистическая сеть, включая автодороги, железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты. Об этом в ходе своего выступления на пленарной сессии Восточного экономического форума (ВЭФ-2024) рассказал Владимир Путин, передает корреспондент «Российского судоходства».
«Отдельно хочу остановиться на очень важных вопросах для граждан, которые живут вдали от «большой земли», в труднодоступных городах и поселках Дальнего Востока и Арктики. Наша задача ‒ обеспечить регулярное, бесперебойное снабжение населенных пунктов, сократить сроки и стоимость доставки грузов. В прошлом году был принят закон о северном завозе. Теперь он (северный завоз — прим. ред.) будет планироваться централизованно, на федеральном уровне, а его использование координируется на местах, в регионах. Перевозка и обслуживание грузов жизнеобеспечения получили приоритет на транспорте. На закупку и доставку северного завоза могут выделяться бюджетные кредиты», — сообщил глава государства.
Он напомнил, что с 2025 года в пилотном режиме на Чукотке начнет работать единый морской оператор северного завоза.
«В дальнейшем мы расширим географию его (северного завоза — прим. ред.) работы на Якутию, Камчатский край, Архангельскую область и Красноярский край», — добавил президент.
Федеральный закон «О северном завозе» вступил в силу 1 апреля 2024 года. Федеральным координатором исполнения закона является министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. Документ предусматривает создание централизованной системы управления поставками в рамках северного завоза. Предполагается ввод механизмов государственной, в том числе финансовой, поддержки: в 10 раз расширен перечень товаров, на закупку и транспортировку которых могут предоставляться бюджетные кредиты. Государство может регулировать цены и надбавки на привозные товары, тарифы на перевозку и хранение, создание стратегического запаса грузов жизнеобеспечения. В 2026 году начнет функционировать единый морской оператор северного завоза, который будет осуществлять регулярные каботажные перевозки грузов.
В июне 2024 года госкорпорация «Росатом», Минвостокразвития России и правительство Чукотского автономного округа подписали соглашение о совместной реализации пилотного проекта по созданию единого морского оператора северного завоза. Основная цель документа — отработка механизма бесперебойной и экономически эффективной доставки грузов.
Грузоперевозки по северному завозу в 2024 году составят 4 млн тонн, заявлял ранее глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков.
Печатное издание