Грузопоток по СМП в течение 10 лет может достичь 400 млн тонн — ВТБ
Общий грузопоток по Северному морскому пути (СМП) может достичь 400 млн тонн в течение 10 лет. При этом российские предприятия обеспечат 200 млн тонн, еще 200 млн тонн составят транзитные грузы. К таким выводам пришли эксперты ВТБ.
«Северный морской путь открывает доступ к природным ресурсам Арктики и Сибири, где сегодня идет освоение более 8% мировых объемов нефти и 20% природного газа. По нашим подсчетам, территории, находящиеся вдоль транспортного коридора, в ближайшие 10 лет будут активно развиваться, и новые российские предприятия, образующиеся вдоль него, принесут в бюджет России более 20 трлн рублей до 2035 года», — заявил заместитель президента-председателя правления банка ВТБ Валерий Лукьяненко. Его цитату приводит пресс-служба банка.
При этом в случае оптимизации затрат на ледокольную проводку Россия сможет получать более 1 трлн рублей сборов за транзит по Севморпути к 2030 году.
Валерий Лукьяненко также сообщил, что в июле 2023 года ВТБ и ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») подписали кредитное соглашение о предоставлении банковского финансирования на строительство третьего и четвертого серийных универсальных атомных ледоколов (СУАЛ) проекта 22220 («Якутия» и «Чукотка»). Сейчас дополнительно анализируется возможность участия банка в финансировании строительства пятого и шестого СУАЛ «Ленинград» и «Сталинград».
Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.
Сейчас в акватории Севморпути работают четыре атомохода предыдущих поколений и новейшие универсальные атомные ледоколы проекта 22220 — «Арктика», «Сибирь» и «Урал». На Балтийском заводе (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) ведется строительство еще трех атомоходов этой серии — «Якутия», «Чукотка» и «Ленинград». Ледоколы строятся на класс Российского морского регистра судоходства (РС). Шестой СУАЛ проекта 22220 «Сталинград» будет заложен на Балтзаводе в 2025 году.
Фото из Telegram-канала ФГУП «Атомфлот»