В третьем квартале 2023 года перевалка грузов в российских портах выросла на 5,5% к аналогичному периоду 2022 года — до 221 млн тонн. При этом темп прироста снизился в сравнении с предыдущими кварталами, когда он составлял более 10%.
Динамика по разным видам грузов имеет схожую картину с предыдущим кварталом. Так, сокращение перевалки руд (-26,2% к третьему кварталу 2022 года) и черных металлов (-15,5%) осталось на уровне первой половины 2023 года, а вот падение отгрузок нефтепродуктов (-17,6%) значительно ускорилось в третьем квартале. Основными факторами этого остаются санкции (для черных металлов и нефтепродуктов) и снижение закупок европейскими потребителями даже при отсутствии официальных запретов (для руд). Несколько уменьшилась и перевалка сжиженных газов (-6,9%), что во многом связано с ремонтами на самих производствах.
По остальной номенклатуре наблюдается рост грузооборота. Перевалка угля и кокса увеличилась на 1,8%, нефти — на 3,1%. Спад экспорта в Европу компенсируется переориентацией поставок на другие рынки, в том числе в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Ближнего Востока.
Положительная динамика сохраняется в перевалке контейнеров (+23%), чему способствует развитие уже существующих и появление новых линейных сервисов. Высокий рост продемонстрировали отгрузки зерна (+60%), а максимальное увеличение было зафиксировано в сегменте удобрений (+64,9%).
Если говорить о бассейнах, то небольшой спад грузооборота наблюдался в Арктическом и Балтийском (-2,3% и 0,01% соответственно). При этом на Балтике сокращение по тем видам грузов, что раньше направлялись в Европу, было почти полностью компенсировано ростом перевалки удобрений.
В Дальневосточном бассейне увеличение показателей оказался скромнее, чем в предыдущем квартале: +5,6% в июле-сентябре против +7,5% в апреле-июне. Максимальные же темпы роста наблюдаются в Азово-Черноморском (+12,7%) и Каспийском бассейнах (+27,7%).
Перевалка контейнеров в ДФЭ в третьем квартале 2023 года выросла на 35,8%. Продолжилось восстановление показателей в Балтийском бассейне (+150,3%) и сохранился стабильный рост в Азово-Черноморском и Дальневосточном бассейнах (+69,9% и +8,9% соответственно). Напротив, в Арктическом и Каспийском бассейнах контейнерооборот сократился (-17,7% и -29,4% соответственно).
С инфографикой можно ознакомиться тут >>>>
Совместный информационный продукт ИАА «ПортНьюс» и Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)
Печатное издание