17.05.2023 09:39
Количество судорейсов по Севморпути к 2030 году может вырасти в 2,5 раза — Росатом
Количество судорейсов по Севморпути к 2030 году может вырасти в 2,5 раза — Росатом
Количество судорейсов по Северному морскому пут (СМП) к 2030 году может увеличиться в 2,5 раза: с 1,5-1,6 тыс. сейчас до 4 тыс. рейсов. Об этом, как передал корреспондент «Российского судоходства», рассказал специальный представитель по вопросам развития Арктики госкорпорации «Росатом» Владимир Панов на презентации «Комплексной программы по организации экологического мониторинга в акватории Северного морского пути» в Общественной палате РФ.
По его словам, СМП развивается в соответствии с оптимистичными прогнозами. «Планируется, что в 2024 году объемы перевозок составят 80 млн тонн, увеличившись за два года почти в 2,4 раза с 34 млн тонн в 2022 году. План 2030 года — 150 млн тонн, а 2035 года — 220 млн тонн. По нашим оценкам, показатели могут быть и выше. Учитывая, что с 2024 года впервые в истории будет открыта круглогодичная навигация на восточном направлении Севморпути. При этом количество судорейсов вырастет с 1,5-1,6 тыс. в 2022 году до 4 тыс. в 2030-2035 годах», — сказал он.
Как объяснил эксперт, в связи с ростом интенсивности судоходства по инициативе ГК «Росатом» в 2021-2022 годах было организовано комплексное исследование акватории СМП при участии отечественных и зарубежных партнеров. Основным разработчиком и исполнителем проекта с российской стороны стал Центр морских исследований МГУ при участии десятка отечественных научных организаций. До начала 2022 года активное участие в проекте принимали научные институты Норвегии, Великобритании, Франции, Исландии и Канады, а в 2022 году эстафету продолжили коллеги из КНР, Турции, Индии, Египта и Малайзии.
«Основной вывод проведенного комплексного экомониторинга заключается в том, что в данный момент судоходство не оказывает негативного влияния на экологическую обстановку СМП. Однако растущая производственная и транспортная нагрузка требует продолжения исследований в новом формате. На основе проведенных исследований совместно с Минприроды мы подготовили доклад правительству о необходимости создания отдельного экологического мониторинга СМП в рамках федерального закона, проект должен быть рассмотрен до 31 июля, и мы надеемся, что до конца года закон будет принят, и у нас появится новая подсистема», — сказал представитель «Росатома».
Как уточнил исполнительный директор Центра морских исследований МГУ Николай Шабалин, в данный момент основную угрозу акватории СМП представляют не торговые суда, а береговые источники загрязнения, вынос вредных веществ и мусора из арктических рек, вынос мусора Гольфстримом, а также многочисленные техногенные захоронения, в том числе ядерных отходов, особенно в Карском море.
«Прямо сейчас судно Рогидромета «Иван Петров» отправляется в очередную экспедицию по обследованию ядерных захоронений», — добавил он.
Количество судорейсов по Северному морскому пут (СМП) к 2030 году может увеличиться в 2,5 раза: с 1,5-1,6 тыс. сейчас до 4 тыс. рейсов. Об этом, как передал корреспондент «Российского судоходства», рассказал специальный представитель по вопросам развития Арктики госкорпорации «Росатом» Владимир Панов на презентации «Комплексной программы по организации экологического мониторинга в акватории Северного морского пути» в Общественной палате РФ.
По его словам, СМП развивается в соответствии с оптимистичными прогнозами. «Планируется, что в 2024 году объемы перевозок составят 80 млн тонн, увеличившись за два года почти в 2,4 раза с 34 млн тонн в 2022 году. План 2030 года — 150 млн тонн, а 2035 года — 220 млн тонн. По нашим оценкам, показатели могут быть и выше. Учитывая, что с 2024 года впервые в истории будет открыта круглогодичная навигация на восточном направлении Севморпути. При этом количество судорейсов вырастет с 1,5-1,6 тыс. в 2022 году до 4 тыс. в 2030-2035 годах», — сказал он.
Как объяснил эксперт, в связи с ростом интенсивности судоходства по инициативе ГК «Росатом» в 2021-2022 годах было организовано комплексное исследование акватории СМП при участии отечественных и зарубежных партнеров. Основным разработчиком и исполнителем проекта с российской стороны стал Центр морских исследований МГУ при участии десятка отечественных научных организаций. До начала 2022 года активное участие в проекте принимали научные институты Норвегии, Великобритании, Франции, Исландии и Канады, а в 2022 году эстафету продолжили коллеги из КНР, Турции, Индии, Египта и Малайзии.
«Основной вывод проведенного комплексного экомониторинга заключается в том, что в данный момент судоходство не оказывает негативного влияния на экологическую обстановку СМП. Однако растущая производственная и транспортная нагрузка требует продолжения исследований в новом формате. На основе проведенных исследований совместно с Минприроды мы подготовили доклад правительству о необходимости создания отдельного экологического мониторинга СМП в рамках федерального закона, проект должен быть рассмотрен до 31 июля, и мы надеемся, что до конца года закон будет принят, и у нас появится новая подсистема», — сказал представитель «Росатома».
Как уточнил исполнительный директор Центра морских исследований МГУ Николай Шабалин, в данный момент основную угрозу акватории СМП представляют не торговые суда, а береговые источники загрязнения, вынос вредных веществ и мусора из арктических рек, вынос мусора Гольфстримом, а также многочисленные техногенные захоронения, в том числе ядерных отходов, особенно в Карском море.
«Прямо сейчас судно Рогидромета «Иван Петров» отправляется в очередную экспедицию по обследованию ядерных захоронений», — добавил он.
Печатное издание