28.04.2021 10:39

Второй год на суше

Автор: Кристина Ткачева

 

Второй год на суше
Ростовчанин Христофор Явруян – потомственный речник. Еще в школьные годы он проводил летние каникулы не на даче у бабушки, а на грузовых судах и пассажирских теплоходах, где работал его отец. Не сомневаясь в своем выборе, он пошел на флот. А потом заразил любовью к судовождению своего сына.
Последние 20 лет Явруян провел на теплоходе «Иван Бунин»: сначала в качестве старпома, а затем в роли капитана. Возил по России иностранных туристов, показывал им красоты родной страны. Сколотил верную и надежную команду, члены которой сегодня как одна семья.
Корреспондент «Российского судоходства» побывала на теплоходе «Иван Бунин» и пообщалась с капитаном и его экипажем.
Потомственный речник
«Я в школьном возрасте даже сумел постоять за рулем «Ракеты». Помню, когда в продаже появились мужские туфли на каблуке, я все просил маму купить мне такие. Но мода меня не интересовала. Просто надеялся, что за счет каблуков стану повыше и будет удобнее стоять за рулем. А то отец мне все время под ноги какой-то ящик ставил, но это казалось как-то не по-взрослому», - вспоминает капитан.
В 1986 году Христофор выпустился из Ростовского-на-Дону речного училища. Практику во время учебы проходил на теплоходе «Днепр», которым в то время управлял отец, Арташес Явруян. Сначала был третьим штурманом, потом вторым. В 1991 году вслед за отцом перешел на теплоход «Новиков-Прибой».
В конце 90-х уехал в Германию, где отработал два года, но затем вернулся домой, в Ростов-на-Дону. Отец и сын открыли лоцмановскую фирму.
«А в 2001 году я принял этот теплоход старпомом. В 2005-м стал капитаном. Так с тех пор и работаю. Кажется, что корнями уже прирос к этому судну», - говорит Христофор Арташесович.
Надежная команда
Верность человека проверяется с годами. В этом плане Христофору Явруяну повезло: его команда очень надежная и дружная.
«Костяк экипажа – это 22 человека. Многие со мной работают не первый год», - говорит Христофор Арташесович.
Например, боцман Владимир Старых провел с капитаном бок о бок 20 лет. Про него туристы как-то сказали: «Ничего не делает, но вокруг него все вертится и крутится». Владимир Беляев был третьим механиком, когда Христофор Арташесович пришел на «Иван Бунин» в качестве старпома. Сейчас Владимир Вениаминович старший механик.
Старший проводник Татьяна Рожкова работает с капитаном Явруяном также 20 лет. А еще она главная по цветам: когда теплоход уходит в рейс, члены команды приносят на борт домашние растения, чтобы те не засохли за время круизов. «Баба Таня», как ласково зовут ее коллеги, смотрит за цветами, поливает, ухаживает, украшает ими рубку, рецепцию, кают-компанию.
Первый штурман Яна Маркарянц пришла на теплоход в 2007 году: «У меня много родственников на флоте: и невестка, и племянники. Сначала ходила их встречать и провожать, а потом и сама решила связать свою судьбу с этим делом. Начинала проводником, но работать в этой должности долго не хотелось. Пошла учиться, а после получения диплома Христофор Арташесович взял меня к себе третьим штурманом, началась моя карьера».
Здесь же Яна Суреновна познакомилась со своим мужем Александром, который на тот момент был матросом, а сейчас третий механик.
«У нас тут настоящий семейный подряд. Моя родная сестра тоже на «Иване Бунине». Пока мы в рейсах, мама присматривает за детьми», - говорит первый штурман.
Начальник радиостанции Виктор Ермаков отвечает за связь на борту. В каждой каюте сейчас телевизор с несколькими сотнями каналов, на теплоходе три спутниковые антенные, две телефонные станции. Но когда все в одних, но талантливых руках, то и работает система безупречно.
Свои люди
Про самого капитана подчиненные говорят, что он отлично взаимодействует с молодежью, которая приходит на практику. Не удивительно, что многие потом остаются на теплоходе. Так, Антон Шевчук оказался на «Иване Бунине» впервые в 2005 году именно во время практики. Сейчас он – первый помощник механика. «Надежный человек, мы с ним вместе вахту стоим», - говорит Христофор Явруян.
Старший помощник капитана Сергей Золотарев моряком решил стать по примеру троюродного брата – капитана дальнего плавания. Родители не отговаривали, только посоветовали выбирать такое дело, что будет по душе долгие годы. В 2004 году попал на практику к Христофору Арташесовичу. После речного училища ушел в армию, но как только отслужил, вернулся на борт матросом.
«Я прошел хорошую карьерную лестницу – от матроса до старшего помощника. Был и рулевым, и штурманом», - говорит Сергей Александрович.
По словам Христофора Явруяна, хорошую команду нужно собирать по крупинке, это должны быть свои люди, которые всегда придут на помощь.
Вся семья на борту
20 лет на теплоходе «Иван Бунин» провела с капитаном Явруяном и супруга Каринэ. Они познакомились на берегу. В 2000 году поженились, а в 2001-м Каринэ Валерьевна окончила ординатуру. И сразу пошли работать на один теплоход: он – старпомом, она – судовым врачом. 
«Каринэ Валерьевна очень добрая, она всех жалеет, обо всех заботится», - говорят члены экипажа. Врач на борту теплохода оказывает любую помощь: и таблетку от головной боли даст, и давление измерит, и сустав вправит.
«За полгода на теплоходе ведь что угодно может случиться. Помню свою первую операцию, в 2003 году. Немецкая девочка, ей тогда было 11 лет, сильно разбила лоб, пришлось зашивать. Её бабушка потом меня так долго благодарила», - вспоминает доктор.
Здесь же на теплоходе рос и сын капитана Арташес, названный в честь дедушки.
«Было время, когда Арташес на борту проводил времени больше, чем на земле. Вот так придем на теплоход в середине марта, а сходим только в конце октября. Потом пару месяцев дома и опять все по новой», - вспоминает капитан.
Не удивительно, что сын пошел по стопам отца и деда. Сейчас он учится в Институте водного транспорта имени Г.Я. Седова на втором курсе.
«Мой отец всегда говорил, что дети должны шагать дальше родителей. Я работаю на реке, Арташес мечтает о морских пассажирских теплоходах, больших, огромных», - говорит Христофор Явруян.
Здесь рады и немцу, и французу
Дольше всего капитан Явруян проработал с немецкими туристами. Говорит, что они открытые, пунктуальные и улыбчивые.
«Конечно, за это время они нам стали близки. Тем более бывало, что одни и те же люди возвращались на теплоход по несколько раз. У меня хранится много открыток и сувениров от пассажиров. Вот на стене колокольчик, подаренный коллегой из Германии. Ему было 90 лет, когда он приехал к нам. А в свое время он работал на реке Рейн, водил там двухпалубники. Мы с ним много общались, он часто приходил в рубку», - вспоминает капитан.
А вот с российскими туристами Явруян работал с 1984 по 1992 годы. И время тогда было не простое. Но сейчас русский турист сильно изменился.
Худшая из пыток
Капитан Явруян пару раз уходил с флота. Пробовал себя и в торговле, и в перегоне автомобилей, и в ремонтных работах. Но каждый раз тянуло назад, он возвращался. 
«Прошлым летом из-за пандемии мы остались без круизов, иностранные туристы не приехали в Россию, все контракты заморозили. Я немного подрабатывал как лоцман. Например, яхту перегонял из Астрахани. Да, это вроде бы судовождение, но ощущения сосем не такие, как на теплоходе», - говорит Христофор Арташесович.
Проведя 2020 год на берегу, экипаж «Ивана Бунина» очень рассчитывал на нынешний сезон. Компания «Донинтурфлот», которой принадлежит судно, переориентировалась на внутренний рынок. Но надежды людей не оправдались. Рейсы сначала заявили, а потом отменили. 
«Получается, что мы уже второй год на суше», - вздыхает капитан.
Такое долгое и вынужденное стояние на одном месте, как сейчас, для Явруяна и его команды – худшая пытка. Очень они соскучились по пассажирам и работе.
Вставка
Пассажирское круизное судно проекта 302 смешанного река-море плавания было построено в Германии на судоверфи VEB Elbewerften Boizenburg/Roßlau в 1985 г. и получило название «Алексей Ватченко» (в 2007 г. переименовано в «Иван Бунин»). Судно представляет собой четырехпалубный трехвинтовой теплоход с кормовым расположением машинного отделения и ходовым мостиком в носовой части. Габаритная длина – 129,1 м, ширина – 16,7 м, осадка – 2,9 м, водоизмещение – 3846 т. С помощью трех главных двигателей мощностью 736 кВт каждый судно развивает скорость до 25,5 км/час. Судно относится к классу Речного регистра «М (лёд)» и соответствует повышенным стандартам экологической безопасности.
Сегодня теплоход «Иван Бунин» – это комфортабельное и безопасное судно, оснащенное современным навигационным оборудованием. Судно предназначено для перевозки пассажиров в навигационный период с апреля по октябрь и может эксплуатироваться в акватории Единой глубоководной системы России: на канале им. Москвы, Волго-Донском судоходном канале и Волго-Балтийском водном пути, в Белом, Онежском и Ладожском озерах, а также на реках Волга, Кама и Дон.

Ростовчанин Христофор Явруян – потомственный речник. Еще в школьные годы он проводил летние каникулы не на даче у бабушки, а на грузовых судах и пассажирских теплоходах, где работал его отец. Не сомневаясь в своем выборе, он пошел на флот. А потом заразил любовью к судовождению своего сына.
Последние 20 лет Явруян провел на теплоходе «Иван Бунин»: сначала в качестве старпома, а затем в роли капитана. Возил по России иностранных туристов, показывал им красоты родной страны. Сколотил верную и надежную команду, члены которой сегодня как одна семья.
Корреспондент «Российского судоходства» побывала на теплоходе «Иван Бунин» и пообщалась с капитаном и его экипажем.

Потомственный речник

«Я в школьном возрасте даже сумел постоять за рулем «Ракеты». Помню, когда в продаже появились мужские туфли на каблуке, я все просил маму купить мне такие. Но мода меня не интересовала. Просто надеялся, что за счет каблуков стану повыше и будет удобнее стоять за рулем. А то отец мне все время под ноги какой-то ящик ставил, но это казалось как-то не по-взрослому», - вспоминает капитан.

В 1986 году Христофор выпустился из Ростовского-на-Дону речного училища. Практику во время учебы проходил на теплоходе «Днепр», которым в то время управлял отец, Арташес Явруян. Сначала был третьим штурманом, потом вторым. В 1991 году вслед за отцом перешел на теплоход «Новиков-Прибой».

В конце 90-х уехал в Германию, где отработал два года, но затем вернулся домой, в Ростов-на-Дону. Отец и сын открыли лоцмановскую фирму.

«А в 2001 году я принял этот теплоход старпомом. В 2005-м стал капитаном. Так с тех пор и работаю. Кажется, что корнями уже прирос к этому судну», - говорит Христофор Арташесович.

Надежная команда

Верность человека проверяется с годами. В этом плане Христофору Явруяну повезло: его команда очень надежная и дружная.

«Костяк экипажа – это 22 человека. Многие со мной работают не первый год», - говорит Христофор Арташесович.

Например, боцман Владимир Старых провел с капитаном бок о бок 20 лет. Про него туристы как-то сказали: «Ничего не делает, но вокруг него все вертится и крутится». Владимир Беляев был третьим механиком, когда Христофор Арташесович пришел на «Иван Бунин» в качестве старпома. Сейчас Владимир Вениаминович старший механик.

Старший проводник Татьяна Рожкова работает с капитаном Явруяном также 20 лет. А еще она главная по цветам: когда теплоход уходит в рейс, члены команды приносят на борт домашние растения, чтобы те не засохли за время круизов. «Баба Таня», как ласково зовут ее коллеги, смотрит за цветами, поливает, ухаживает, украшает ими рубку, рецепцию, кают-компанию.

Первый штурман Яна Маркарянц пришла на теплоход в 2007 году: «У меня много родственников на флоте: и невестка, и племянники. Сначала ходила их встречать и провожать, а потом и сама решила связать свою судьбу с этим делом. Начинала проводником, но работать в этой должности долго не хотелось. Пошла учиться, а после получения диплома Христофор Арташесович взял меня к себе третьим штурманом, началась моя карьера».

Здесь же Яна Суреновна познакомилась со своим мужем Александром, который на тот момент был матросом, а сейчас третий механик.

«У нас тут настоящий семейный подряд. Моя родная сестра тоже на «Иване Бунине». Пока мы в рейсах, мама присматривает за детьми», - говорит первый штурман.Начальник радиостанции Виктор Ермаков отвечает за связь на борту. В каждой каюте сейчас телевизор с несколькими сотнями каналов, на теплоходе три спутниковые антенные, две телефонные станции. Но когда все в одних, но талантливых руках, то и работает система безупречно.
 

Свои люди

Про самого капитана подчиненные говорят, что он отлично взаимодействует с молодежью, которая приходит на практику. Не удивительно, что многие потом остаются на теплоходе. Так, Антон Шевчук оказался на «Иване Бунине» впервые в 2005 году именно во время практики. Сейчас он – первый помощник механика. «Надежный человек, мы с ним вместе вахту стоим», - говорит Христофор Явруян.

Старший помощник капитана Сергей Золотарев моряком решил стать по примеру троюродного брата – капитана дальнего плавания. Родители не отговаривали, только посоветовали выбирать такое дело, что будет по душе долгие годы. В 2004 году попал на практику к Христофору Арташесовичу. После речного училища ушел в армию, но как только отслужил, вернулся на борт матросом.

«Я прошел хорошую карьерную лестницу – от матроса до старшего помощника. Был и рулевым, и штурманом», - говорит Сергей Александрович.

По словам Христофора Явруяна, хорошую команду нужно собирать по крупинке, это должны быть свои люди, которые всегда придут на помощь.
 

Вся семья на борту

20 лет на теплоходе «Иван Бунин» провела с капитаном Явруяном и супруга Каринэ. Они познакомились на берегу. В 2000 году поженились, а в 2001-м Каринэ Валерьевна окончила ординатуру. И сразу пошли работать на один теплоход: он – старпомом, она – судовым врачом. 

«Каринэ Валерьевна очень добрая, она всех жалеет, обо всех заботится», - говорят члены экипажа. Врач на борту теплохода оказывает любую помощь: и таблетку от головной боли даст, и давление измерит, и сустав вправит.

«За полгода на теплоходе ведь что угодно может случиться. Помню свою первую операцию, в 2003 году. Немецкая девочка, ей тогда было 11 лет, сильно разбила лоб, пришлось зашивать. Её бабушка потом меня так долго благодарила», - вспоминает доктор.Здесь же на теплоходе рос и сын капитана Арташес, названный в честь дедушки.«Было время, когда Арташес на борту проводил времени больше, чем на земле. Вот так придем на теплоход в середине марта, а сходим только в конце октября. Потом пару месяцев дома и опять все по новой», - вспоминает капитан.

Не удивительно, что сын пошел по стопам отца и деда. Сейчас он учится в Институте водного транспорта имени Г.Я. Седова на втором курсе.

«Мой отец всегда говорил, что дети должны шагать дальше родителей. Я работаю на реке, Арташес мечтает о морских пассажирских теплоходах, больших, огромных», - говорит Христофор Явруян.

Здесь рады и немцу, и французу

Дольше всего капитан Явруян проработал с немецкими туристами. Говорит, что они открытые, пунктуальные и улыбчивые.

«Конечно, за это время они нам стали близки. Тем более бывало, что одни и те же люди возвращались на теплоход по несколько раз. У меня хранится много открыток и сувениров от пассажиров. Вот на стене колокольчик, подаренный коллегой из Германии. Ему было 90 лет, когда он приехал к нам. А в свое время он работал на реке Рейн, водил там двухпалубники. Мы с ним много общались, он часто приходил в рубку», - вспоминает капитан.

А вот с российскими туристами Явруян работал с 1984 по 1992 годы. И время тогда было не простое. Но сейчас русский турист сильно изменился.

Худшая из пыток

Капитан Явруян пару раз уходил с флота. Пробовал себя и в торговле, и в перегоне автомобилей, и в ремонтных работах. Но каждый раз тянуло назад, он возвращался. «Прошлым летом из-за пандемии мы остались без круизов, иностранные туристы не приехали в Россию, все контракты заморозили. Я немного подрабатывал как лоцман. Например, яхту перегонял из Астрахани. Да, это вроде бы судовождение, но ощущения сосем не такие, как на теплоходе», - говорит Христофор Арташесович.

Проведя 2020 год на берегу, экипаж «Ивана Бунина» очень рассчитывал на нынешний сезон. Компания «Донинтурфлот», которой принадлежит судно, переориентировалась на внутренний рынок. Но надежды людей не оправдались. Рейсы сначала заявили, а потом отменили. 

«Получается, что мы уже второй год на суше», - вздыхает капитан.

Такое долгое и вынужденное стояние на одном месте, как сейчас, для Явруяна и его команды – худшая пытка. Очень они соскучились по пассажирам и работе...

Фото автора.

Печатное издание