03.03.2021 10:37

Мама-капитан - что ж такого!..

Автор: Ирина Барауля

 

Мама-капитан – что ж такого!..
Все привыкли к тому, что кораблями управляют бравые капитаны-мужчины, матросы и рулевые – это быстроногие юноши, а женщина на корабле – это, в лучшем случае, - повар. Однако знакомьтесь: Любовь Петровна Васянина – капитан- наставник Ханты-Мансийского окружного управления водных путей и судоходства. 
- Любовь Петровна, как  получилось, что вы стали капитаном?
-  Ну, капитаном я стала не сразу (смеется), в начале своей карьеры пришлось поработать мотористом-рулевым, а потом в течение 19-ти навигаций я ходила на буксирных и пассажирских судах  в командной должности капитан-механик .На мой взгляд, ничего особо необычного тут нет: я всегда любила технику, речку, вот так все и сложилось! Сначала окончила Омское речное училище командного состава им.Евдокимова, а потом получила два высших образования  уже в заочном формате – в Новосибирске  и  Москве.
- То есть у вас целых три образования? Это было необходимо?
- Знаете, я вообще считаю, что нельзя останавливаться: нужно постоянно учиться чему-то новому, совершенствовать свои знания, отрабатывать навыки. Капитану нужно очень много знать: кодексы, уставы, правила плавания, приказы, которые постоянно меняются... Да и вообще, капитан должен своим примером заставлять экипаж за ним тянуться: нельзя сплоховать. Вообще, любая работа на флоте – непростая, порой требующая нестандартных решений и самообладания. Поэтому и работают на флоте люди закаленные и увлеченные своим делом.
- Как семья реагировала на ваши долгие отлучки?
- Муж у меня был штурманом, так что в навигацию мы уходили вместе. А когда родился сын, то брали его с собой в каждую навигацию до тех пор, пока не пришла пора идти в школу. Потом он, конечно, оставался на берегу, помогали бабушки. Можно сказать, отбили ребенку все желание стать речником (т.к. работа на буксире круглосуточная и на берегу не бывали месяцами). Даже в школьных сочинениях он писал, что ни за что не хочет идти по стопам родителей!
- Есть у речников какие-то суеверия? Или приметам на флоте не место?
- Был у меня однажды рейс, когда я уже водила пассажирское судно: поднимаются на борт пассажиры, и вдруг один мужчина буквально замирает, увидев меня в рубке. «Как? Женщина за штурвалом? А у вас права есть?». «Конечно, -  отвечаю. – Не  беспокойтесь!». Куда там! Он весь рейс простоял за капитанской рубкой, боялся пройти в пассажирский салон  и  повторял, что женщина на корабле – быть беде! Но я не робкого десятка, со сложностями справляться привыкла, так что и этот непростой для меня в психологическом плане рейс моя команда выполнила на «отлично».
- Любовь Петровна, чем сейчас занимаетесь в должности капитана-наставника?
- Основная моя работа - обеспечить безопасность эксплуатации судов, т.е. своевременно  обеспечить теплоходы необходимыми  судовыми документами, спасательным, навигационным и противопожарным оборудованием, провести документированные меры действий членов экипажей судов в случае возникновения опасности и  аварийных ситуаций. Вношу своевременную корректировку в методические рекомендации для комсостава, работаю с командирами, участвую в заседаниях комиссий по дипломированию, в подборе экипажей.
- Что вы  могли бы пожелать молодым ребятам, которые только приходят работать на флот?
- Хотелось бы предупредить, что если нет тяги к флотской жизни, то надолго здесь и не задержишься. Приходят и остаются те, у кого, что называется, «глаза горят». А посоветовать хочется терпения, умения преодолевать трудности. Учиться, совершенствоваться, быть профессионально грамотным, чтобы соответствовать своей должности.

Все привыкли к тому, что кораблями управляют бравые капитаны-мужчины, матросы и рулевые – это быстроногие юноши, а женщина на корабле – это, в лучшем случае, - повар. Однако знакомьтесь: Любовь Петровна Васянина – капитан- наставник Ханты-Мансийского окружного управления водных путей и судоходства. 

- Любовь Петровна, как  получилось, что вы стали капитаном?

 -  Ну, капитаном я стала не сразу (смеется), в начале своей карьеры пришлось поработать мотористом-рулевым, а потом в течение 19-ти навигаций я ходила на буксирных и пассажирских судах  в командной должности капитан-механик .На мой взгляд, ничего особо необычного тут нет: я всегда любила технику, речку, вот так все и сложилось! Сначала окончила Омское речное училище командного состава им.Евдокимова, а потом получила два высших образования  уже в заочном формате – в Новосибирске  и  Москве.
 

- То есть у вас целых три образования? Это было необходимо?

- Знаете, я вообще считаю, что нельзя останавливаться: нужно постоянно учиться чему-то новому, совершенствовать свои знания, отрабатывать навыки. Капитану нужно очень много знать: кодексы, уставы, правила плавания, приказы, которые постоянно меняются... Да и вообще, капитан должен своим примером заставлять экипаж за ним тянуться: нельзя сплоховать. Вообще, любая работа на флоте – непростая, порой требующая нестандартных решений и самообладания. Поэтому и работают на флоте люди закаленные и увлеченные своим делом.

- Как семья реагировала на ваши долгие отлучки?

- Муж у меня был штурманом, так что в навигацию мы уходили вместе. А когда родился сын, то брали его с собой в каждую навигацию до тех пор, пока не пришла пора идти в школу. Потом он, конечно, оставался на берегу, помогали бабушки. Можно сказать, отбили ребенку все желание стать речником (т.к. работа на буксире круглосуточная и на берегу не бывали месяцами). Даже в школьных сочинениях он писал, что ни за что не хочет идти по стопам родителей!
- Есть у речников какие-то суеверия? Или приметам на флоте не место?

- Был у меня однажды рейс, когда я уже водила пассажирское судно: поднимаются на борт пассажиры, и вдруг один мужчина буквально замирает, увидев меня в рубке. «Как? Женщина за штурвалом? А у вас права есть?». «Конечно, -  отвечаю. – Не  беспокойтесь!». Куда там! Он весь рейс простоял за капитанской рубкой, боялся пройти в пассажирский салон  и  повторял, что женщина на корабле – быть беде! Но я не робкого десятка, со сложностями справляться привыкла, так что и этот непростой для меня в психологическом плане рейс моя команда выполнила на «отлично».

- Любовь Петровна, чем сейчас занимаетесь в должности капитана-наставника?

- Основная моя работа - обеспечить безопасность эксплуатации судов, т.е. своевременно  обеспечить теплоходы необходимыми  судовыми документами, спасательным, навигационным и противопожарным оборудованием, провести документированные меры действий членов экипажей судов в случае возникновения опасности и  аварийных ситуаций. Вношу своевременную корректировку в методические рекомендации для комсостава, работаю с командирами, участвую в заседаниях комиссий по дипломированию, в подборе экипажей.- Что вы  могли бы пожелать молодым ребятам, которые только приходят работать на флот?- Хотелось бы предупредить, что если нет тяги к флотской жизни, то надолго здесь и не задержишься. Приходят и остаются те, у кого, что называется, «глаза горят». А посоветовать хочется терпения, умения преодолевать трудности. Учиться, совершенствоваться, быть профессионально грамотным, чтобы соответствовать своей должности.

Печатное издание