28.04.2020 18:21

Федор Шишлаков: "Нижегородский гидроузел увеличит грузопоток с Волги на Балтику"

Автор: Валерия Ангельчева

 

Федор Шишлаков: «Нижегородский гидроузел увеличит грузопоток с Волги на Балтику»
Транзитная навигация на Волго-Балте в 2020 году началась почти на неделю ранее планового срока. Раннее начало позволит судовладельцам выполнить больше рейсов, а значит, и заработать больше. О том, каким будет предстоящий сезон ИАА «ПортНьюс» рассказал руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Федор Шишлаков.
- Федор Валерьевич, расскажите, пожалуйста, о готовности Волго-Балта к навигации 2020. 
- Коллектив «Волго-Балта» своевременно подготовился к навигации 2020 года, был проведен комплекс работ по текущему ремонту, выполнены эксплуатационные работы, подготовлен флот, экипажи. Это все, на мой взгляд, было сделано на хорошем уровне. 
Навигация этого года открылась на 5 дней раньше плановых сроков по просьбе судовладельцев и на основании распоряжения Росморречфлота. С 25 апреля была обеспечена работа средств навигационного оборудования и шлюзов на основной трассе Волго-Балта. 
Судовладельцы позитивно отнеслись к раннему открытию. К 24 апрелю несколько судов уже стояло на рейдах Череповца, а 25 апреля первым судном, прошлюзованным на Волго-Балте, стал танкер «Бавлы», направляющийся под погрузку нефтепродуктов в Ярославль. 
- Какие прогнозы по глубинам? В каком состоянии гидротехнические сооружения (ГТС)?
- По прогнозу ФГБУ «Северо-Западное УГМС» уровни крупных озёр в мае ожидаются выше нормы: на 0,25 м - на Ладожском озере, на 0,30 м - на Онежском озере. По водпостам уровни Ладожского озера и р. Свири выше среднемноголетних значений. Водохранилища Северного склона Волго-Балтийского водного пути (Вытегорское, Белоусовское, Новинкинское) наполнены до отметок нормального подпорного уровня (НПУ). Шекснинское водохранилище в процессе наполнения, отметки НПУ будут достигнуты в первой декаде мая, при этом проектный уровень воды уже обеспечен. На текущий момент мы не ожидаем снижения уровней воды в навигацию 2020 года ниже проектных отметок, если не возникнут какие-то стихийные природные катаклизмы.
Состояние ГТС - эксплуатационное, сооружения готовы к работе по пропуску судов в навигацию 2020 года и обеспечивают поддержание подпорного уровня воды водохранилищ. На все сооружения Волго-Балта, подлежащие декларированию безопасности, имеются действующие декларации безопасности и соответствующие разрешения на эксплуатацию, выданные Ространснадзором. Всего таких сооружений 35 ед. в составе пяти гидроузлов и трёх шлюзов. 
На основной трассе Волго-Балта от Санкт-Петербурга до Череповца установлена гарантированная глубина 4,0 метра. В навигацию 2020 года внутренние водные пути будут содержать 32 обстановочные бригады, в том числе на основной трассе 22 бригады. Для поддержания гарантированных габаритов пути в навигацию будет задействовано 10 ед. земснарядов.
- Какие технические работы выполнены в межнавигационный период и какие запланированы на лето?
- В целом подготовка судоходных гидротехнических сооружений к навигации, а также к пропуску весеннего половодья проводилась в обычном режиме. При этом пришлось скорректировать графики завершения некоторых работ в связи с изменением Росморречфлотом срока начала работы шлюзов на более ранний. Выполнялся текущий ремонт железобетонных конструкций, было уложено 350 м3 бетона, проводилась дефектоскопия ответственных узлов и деталей механического оборудования шлюзов, ремонт механизмов и опорно-ходовых устройств ворот и затворов с заменой отдельных узлов, проводилась замена уплотнений и антикоррозионная защита металлоконструкций ворот и затворов. Выполнен плановый ремонт электротехнического оборудования сооружений, коммутационной аппаратуры цепей управления, кабельных линий шлюзов с заменой выбракованной по результатам испытаний кабельной продукции, проведены необходимы настройки оборудования. 
В межнавигационный период 2019-2020 г.г. в рамках капитального ремонта были завершены работы по  2 объектам.
Первый объект – «Капитальный ремонт бетона порога и стенки падения верхней головы шлюза №7 Шекснинского гидроузла». 
Второй – «Капитальный ремонт основных ворот верхней головы Нижне-Свирского шлюза». Он уже принят комиссией и эксплуатируется.
- Несколько лет назад в стратегических документах Росморречфлота фигурировал проект по строительству второй нитки Нижне-Свирского гидроузла. Затем этот проект отодвинули на 2020 год. Какова ситуация сегодня? Сохранилась ли необходимость в актуализации этого инвестпроекта?
- Основные документы транспортной отрасли – это и Транспортная стратегия Российской Федерации и Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года предусматривают строительство второй нитки. 
По объекту была разработана проектная документация и выполнен ряд подготовительных мероприятий. Впоследствии Минтрансом России и Росморречфлотом было принято обоснованное решение об изменении очередности реализации основных инвестпроектов на реке. Если сравнивать с «пиковыми» годами, например с 2013, то судопоток через Нижне-Свирский шлюз уменьшился и сегодня остро проблема не стоит. Строительство второй нитки Нижне-Свирского шлюза теперь предполагается после реализации проекта Нижегородского низконапорного гидроузла. После этого мы ожидаем увеличения грузопотока с Волги на Балтику, тогда и станет целесообразным возобновление строительства.  
- Ваш прогноз на навигацию этого года? 
- По предварительной информации судовладельцев можно сделать следующие выводы.
Перевозки металла по линии Череповец − Санкт-Петербург, строительных грузов с карьеров Ладожского и Онежского озер  были запланированы изначально в объемах предыдущего года. Это те грузы, которые в первую очередь зависят от спроса на рынке. С учетом негативных явлений в экономике можно ожидать снижения, а насколько – покажет практика.
На лесные грузы с отгрузкой в нашем бассейне кроме спроса оказывает влияние и прошедшая теплая зима, многие лесозаготовители не смогли организовать зимники и вывезти всю продукцию к причалам. Поэтому и по лесу ожидаем снижение.
Конечно, значительно уменьшатся пассажирские перевозки в связи с эпидемиологической ситуацией. В настоящее время не осуществляются круизные перевозки и по планам судовладельцев могут возобновиться не ранее июля. У крупных пассажирских перевозчиков идет работа по перекомпоновке запланированных круизов на вторую половину навигации. Администрация «Волго-Балта» готова оперативно содействовать судовладельцам в корректировке графиков движения флота.  
В целях охраны жизни и здоровья людей, в связи с угрозой, связанной с возможным заражением коронавирусом, на основании ст. 77  Кодекса внутреннего водного транспорта ФБУ «Администрация «Волго-Балт» с 14 апреля 2020 г. введен запрет на движение пассажирских судов с пассажирами на борту в пределах административных границ Санкт-Петербурга на реке Нева. По мере улучшения обстановки Росморречфлотом будет приниматься решение о его отмене.
- В этом году Волго-Балт значительно повысил ставки причального и якорного сбора. Поясните, пожалуйста, какова причина такого решения и на что планируется направить собранные средства?
- ФБУ «Администрация «Волго-Балт», как субъект естественных монополий  оказывает  услуги  по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуги в речных портах.  В частности такие услуги, как предоставление судам рейдов, якорных стоянок, защитных сооружений и причалов порта Санкт-Петербург (рейды р. Невы и набережная Л. Шмидта).
Согласно действующему законодательству (Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 года №293) минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг. 
 Величина ставок на данные услуги последний раз индексировалась в 2014 году, таким образом, уровень ставок уже много лет не покрывал текущие расходы на их оказание. После внесения изменений в действующее законодательство было принято решение об индексации ставок на уровень покрытия затрат на оказание этих услуг. Средства будут направленны на выплату заработной платы персоналу, занятому в оказании этих услуг, проведение текущих работ на причалах.
- Вы участвовали в разработке  проекта тестовой акватории для испытаний безэкипажных и автономных судов. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте. Почему выбраны именно участки акватории Невы и Ладожского озера?
- Спасибо за вопрос. Развитие беспилотных технологий  вызывает большой интерес у всех транспортников. Не исключение и речники. Волго-Балт, как лидер инноваций на внутренних водных путях, принимает в этом активное участие. По нашему мнению технологии безэкипажного судовождения могут быть внедрены уже в ближайшем будущем, как первый шаг - на маломерных судах. 
Необходимо понимать, что любому внедрению инноваций на транспорте, должен предшествовать целый ряд натурных исследований и испытаний.
Для проведения такого рода испытаний потребовалось выделение специализированной акватории. Параметры акватории должны позволять проводить испытания и апробацию для всего спектра перспективных безэкипажных судов и объектов, а также отработку технологий беспилотного судовождения в условиях, максимально приближенных к реальным.
Таким образом, на основании исследований, проведенных нашими сотрудниками совместно со специалистами ГУМРФ им. адмирала Макарова были выбраны две площадки тестовой акватории: в Ладожском озере и на реке Нева.
Расположение акватории именно в Ладожском озере обеспечивает ее связь с Балтийским морем по реке Нева, что позволит проводить испытания техники класса «река-море».
Район восточной части Ладожского озера в Свирской губе будет оборудован средствами навигационной обстановки, уже имеет картографическое покрытие актуализированными электронными навигационными картами, каналами связи, в том числе сотовой связью, что позволяет здесь организовать тестовую акваторию и обеспечить высокий уровень безопасности судоходства при проведении испытаний и апробаций безэкипажных судов. 
Средние глубины, как правило, превышают 15 м, грунт в основном песчаный, в зимнее время образуется ледяной покров.
Акватория позволит проводить испытания судов всех четырех уровней автономности, согласно классификации IMO.
Испытывать небольшие модели автономных судов в акватории Ладожского озера достаточно нерационально, поэтому логичным решением явилось проектирование дополнительной тестовой площадки, которая и создана на 1371 км реки Нева. Данная площадка будет оборудована всеми необходимыми техническими средствами, имеет высокую доступность для всех потенциальных участников испытаний.
Создание тестовой акватории является перспективным шагом в решении инновационных задач для транспортной отрасли Российской Федерации.
Беседовала Валерия Ангельчева

Транзитная навигация на Волго-Балте в 2020 году началась почти на неделю ранее планового срока. Раннее начало позволит судовладельцам выполнить больше рейсов, а значит, и заработать больше. О том, каким будет предстоящий сезон ИАА «ПортНьюс» рассказал руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Федор Шишлаков.

- Федор Валерьевич, расскажите, пожалуйста, о готовности Волго-Балта к навигации 2020.

 - Коллектив «Волго-Балта» своевременно подготовился к навигации 2020 года, был проведен комплекс работ по текущему ремонту, выполнены эксплуатационные работы, подготовлен флот, экипажи. Это все, на мой взгляд, было сделано на хорошем уровне. Навигация этого года открылась на 5 дней раньше плановых сроков по просьбе судовладельцев и на основании распоряжения Росморречфлота. С 25 апреля была обеспечена работа средств навигационного оборудования и шлюзов на основной трассе Волго-Балта. Судовладельцы позитивно отнеслись к раннему открытию. К 24 апрелю несколько судов уже стояло на рейдах Череповца, а 25 апреля первым судном, прошлюзованным на Волго-Балте, стал танкер «Бавлы», направляющийся под погрузку нефтепродуктов в Ярославль. 

- Какие прогнозы по глубинам? В каком состоянии гидротехнические сооружения (ГТС)?

- По прогнозу ФГБУ «Северо-Западное УГМС», уровни крупных озёр в мае ожидаются выше нормы: на 0,25 м - на Ладожском озере, на 0,30 м - на Онежском озере. По водпостам уровни Ладожского озера и р. Свири выше среднемноголетних значений. Водохранилища Северного склона Волго-Балтийского водного пути (Вытегорское, Белоусовское, Новинкинское) наполнены до отметок нормального подпорного уровня (НПУ). Шекснинское водохранилище в процессе наполнения, отметки НПУ будут достигнуты в первой декаде мая, при этом проектный уровень воды уже обеспечен. На текущий момент мы не ожидаем снижения уровней воды в навигацию 2020 года ниже проектных отметок, если не возникнут какие-то стихийные природные катаклизмы.

Состояние ГТС - эксплуатационное, сооружения готовы к работе по пропуску судов в навигацию 2020 года и обеспечивают поддержание подпорного уровня воды водохранилищ. На все сооружения Волго-Балта, подлежащие декларированию безопасности, имеются действующие декларации безопасности и соответствующие разрешения на эксплуатацию, выданные Ространснадзором. Всего таких сооружений 35 ед. в составе пяти гидроузлов и трёх шлюзов. На основной трассе Волго-Балта от Санкт-Петербурга до Череповца установлена гарантированная глубина 4,0 метра.

В навигацию 2020 года внутренние водные пути будут содержать 32 обстановочные бригады, в том числе на основной трассе 22 бригады. Для поддержания гарантированных габаритов пути в навигацию будет задействовано 10 ед. земснарядов.

- Какие технические работы выполнены в межнавигационный период и какие запланированы на лето?

- В целом подготовка судоходных гидротехнических сооружений к навигации, а также к пропуску весеннего половодья проводилась в обычном режиме. При этом пришлось скорректировать графики завершения некоторых работ в связи с изменением Росморречфлотом срока начала работы шлюзов на более ранний. Выполнялся текущий ремонт железобетонных конструкций, было уложено 350 м3 бетона, проводилась дефектоскопия ответственных узлов и деталей механического оборудования шлюзов, ремонт механизмов и опорно-ходовых устройств ворот и затворов с заменой отдельных узлов, проводилась замена уплотнений и антикоррозионная защита металлоконструкций ворот и затворов. Выполнен плановый ремонт электротехнического оборудования сооружений, коммутационной аппаратуры цепей управления, кабельных линий шлюзов с заменой выбракованной по результатам испытаний кабельной продукции, проведены необходимы настройки оборудования. В межнавигационный период 2019-2020 г.г. в рамках капитального ремонта были завершены работы по  2 объектам.Первый объект – «Капитальный ремонт бетона порога и стенки падения верхней головы шлюза №7 Шекснинского гидроузла». Второй – «Капитальный ремонт основных ворот верхней головы Нижне-Свирского шлюза». Он уже принят комиссией и эксплуатируется.

- Несколько лет назад в стратегических документах Росморречфлота фигурировал проект по строительству второй нитки Нижне-Свирского гидроузла. Затем этот проект отодвинули на 2020 год. Какова ситуация сегодня? Сохранилась ли необходимость в актуализации этого инвестпроекта?

- Основные документы транспортной отрасли – это и Транспортная стратегия Российской Федерации и Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года предусматривают строительство второй нитки. По объекту была разработана проектная документация и выполнен ряд подготовительных мероприятий. Впоследствии Минтрансом России и Росморречфлотом было принято обоснованное решение об изменении очередности реализации основных инвестпроектов на реке. Если сравнивать с «пиковыми» годами, например с 2013, то судопоток через Нижне-Свирский шлюз уменьшился и сегодня остро проблема не стоит. Строительство второй нитки Нижне-Свирского шлюза теперь предполагается после реализации проекта Нижегородского низконапорного гидроузла. После этого мы ожидаем увеличения грузопотока с Волги на Балтику, тогда и станет целесообразным возобновление строительства.  

- Ваш прогноз на навигацию этого года? 

- По предварительной информации судовладельцев можно сделать следующие выводы.Перевозки металла по линии Череповец − Санкт-Петербург, строительных грузов с карьеров Ладожского и Онежского озер  были запланированы изначально в объемах предыдущего года. Это те грузы, которые в первую очередь зависят от спроса на рынке. С учетом негативных явлений в экономике можно ожидать снижения, а насколько – покажет практика. На лесные грузы с отгрузкой в нашем бассейне кроме спроса оказывает влияние и прошедшая теплая зима, многие лесозаготовители не смогли организовать зимники и вывезти всю продукцию к причалам. Поэтому и по лесу ожидаем снижение. Конечно, значительно уменьшатся пассажирские перевозки в связи с эпидемиологической ситуацией. В настоящее время не осуществляются круизные перевозки и по планам судовладельцев могут возобновиться не ранее июня. У крупных пассажирских перевозчиков идет работа по перекомпоновке запланированных круизов на вторую половину навигации. Администрация «Волго-Балта» готова оперативно содействовать судовладельцам в корректировке графиков движения флота.  В целях охраны жизни и здоровья людей, в связи с угрозой, связанной с возможным заражением коронавирусом, на основании ст. 77  Кодекса внутреннего водного транспорта ФБУ «Администрация «Волго-Балт» с 14 апреля 2020 г. введен запрет на движение пассажирских судов с пассажирами на борту в пределах административных границ Санкт-Петербурга на реке Нева. По мере улучшения обстановки Росморречфлотом будет приниматься решение о его отмене.

- В этом году Волго-Балт значительно повысил ставки причального и якорного сбора. Поясните, пожалуйста, какова причина такого решения и на что планируется направить собранные средства?

- ФБУ «Администрация «Волго-Балт» как субъект естественных монополий  оказывает  услуги  по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуги в речных портах.  В частности такие услуги, как предоставление судам рейдов, якорных стоянок, защитных сооружений и причалов порта Санкт-Петербург (рейды р. Невы и набережная Л. Шмидта).

Согласно действующему законодательству (Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 года №293) минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.  Величина ставок на данные услуги последний раз индексировалась в 2014 году, таким образом, уровень ставок уже много лет не покрывал текущие расходы на их оказание. После внесения изменений в действующее законодательство было принято решение об индексации ставок на уровень покрытия затрат на оказание этих услуг. Средства будут направленны на выплату заработной платы персоналу, занятому в оказании этих услуг, проведение текущих работ на причалах.

- Вы участвовали в разработке  проекта тестовой акватории для испытаний безэкипажных и автономных судов. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте. Почему выбраны именно участки акватории Невы и Ладожского озера?

- Спасибо за вопрос. Развитие беспилотных технологий  вызывает большой интерес у всех транспортников. Не исключение и речники. Волго-Балт, как лидер инноваций на внутренних водных путях, принимает в этом активное участие. По нашему мнению технологии безэкипажного судовождения могут быть внедрены уже в ближайшем будущем, как первый шаг - на маломерных судах. Необходимо понимать, что любому внедрению инноваций на транспорте, должен предшествовать целый ряд натурных исследований и испытаний.

Для проведения такого рода испытаний потребовалось выделение специализированной акватории. Параметры акватории должны позволять проводить испытания и апробацию для всего спектра перспективных безэкипажных судов и объектов, а также отработку технологий беспилотного судовождения в условиях, максимально приближенных к реальным.

Таким образом, на основании исследований, проведенных нашими сотрудниками совместно со специалистами ГУМРФ им. адмирала Макарова были выбраны две площадки тестовой акватории: в Ладожском озере и на реке Нева.Расположение акватории именно в Ладожском озере обеспечивает ее связь с Балтийским морем по реке Нева, что позволит проводить испытания техники класса «река-море».Район восточной части Ладожского озера в Свирской губе будет оборудован средствами навигационной обстановки, уже имеет картографическое покрытие актуализированными электронными навигационными картами, каналами связи, в том числе сотовой связью, что позволяет здесь организовать тестовую акваторию и обеспечить высокий уровень безопасности судоходства при проведении испытаний и апробаций безэкипажных судов. Средние глубины, как правило, превышают 15 м, грунт в основном песчаный, в зимнее время образуется ледяной покров.Акватория позволит проводить испытания судов всех четырех уровней автономности, согласно классификации IMO.Испытывать небольшие модели автономных судов в акватории Ладожского озера достаточно нерационально, поэтому логичным решением явилось проектирование дополнительной тестовой площадки, которая и создана на 1371 км реки Нева. Данная площадка будет оборудована всеми необходимыми техническими средствами, имеет высокую доступность для всех потенциальных участников испытаний.Создание тестовой акватории является перспективным шагом в решении инновационных задач для транспортной отрасли Российской Федерации.

Печатное издание