05.02.2020 11:00

Тяжело в учении, нелегко в бою

Автор: Елена Ткачева

Тяжело в учении, нелегко в бою
Из истории подготовки флотских кадров на Дону в военное время
Фронт Великой Отечественной войны протянулся на тысячи километров — от заполярного Мурманска через Балтику — до берегов Черного моря. При решении задач, связанных с организацией отпора врагу, огромная роль принадлежала транспорту. С началом военных действий перевозки неизмеримо возросли, профессиональных кадров, напротив, не хватало, поскольку тысячи водников и портовиков добровольно ушли на фронт. Именно поэтому одно из прославленных учебных флотских заведений Дона было создано в военное время, в период между двумя оккупациями Ростова-на-Дону.
Осенью 1941 года военные действия приблизились к Дону. В октябре флот Нижнего Дона был привлечен к эвакуации Ростова. Флот Доно-Кубанского речного пароходства, сферой действия которого были реки Дон с притоками и Кубань, состоял из 175 самоходных судов общей мощностью 18,8 тыс. л.с. и 320 несамоходных судов грузоподъемностью 84,8 тыс. тонн. Всего по Дону и Кубани, не считая перевозок на переправах, было эвакуировано 110 тыс. человек и около 8 тыс. тонн различных грузов.
В октябре 1941 г., с приближением фронта к Ростову, морской техникум был эвакуирован в Батуми. Учащиеся младших курсов судоводительского отделения были направлены в Чарджоу (Туркменская ССР). Последний выпуск специалистов по речному судовождению состоялся 7 февраля 1942 года. Нарком морского флота С. С. Дукельский своим приказом ликвидировал речное отделение в городе Батуми, существовавшее при Ростовском морском техникуме.  Одновременно осенью 1941 года Ремесленное училище №11 было эвакуировано в Тбилиси, а затем в Чарджоу (Туркменская ССР). Там учащиеся изготавливали военную продукцию: минометы, боеприпасы... 
Дыхание войны полностью изменило характер деятельности Доно-Кубанского речного пароходства. В октябре почти весь флот Нижнего Дона был привлечен к эвакуации предприятий Ростова, в том числе станков и механизмов судоремонтных заводов, речного порта и флота.
В ходе боев за Ростов большое значение приобрела организованная с 26 октября 1941 года переправа через Дон на речных судах. Когда 19 ноября противник прорвался к городу, на переправу были поставлены все имевшиеся суда. По заданию командования ростовские портовики с помощью рабочих завода «Красный Дон» за одну ночь 19 ноября настелили поверх тонкого ледяного покрова реки дорогу длиной 750 м и шириной 5 м. Эта дорога позволила осуществить отвод наших войск через замерзший Дон.
Фашистские войска завладели городом 21 ноября 1941 года, но уже через несколько дней, перегруппировав свои силы, советские солдаты перешли в контрнаступление и 29 ноября освободили Ростов.
В сложный военный период, между первой и второй оккупациями Ростова-на-Дону, 24 марта 1942 года распоряжением СНК СССР Наркомречфлоту было предложено вновь организовать речной техникум в Ростове-на-Дону в составе двух отделений: судоводительского и судомеханического. Приказом Наркомречфлота №30-л от 24 марта 1942 директором техникума был назначен Александр Павлович Березин. В Ростовском центре документации новейшей истории (бывшем архиве Ростовского обкома КПСС) также имеются на этот счет соответствующие документы. В частности, объединенное решение облисполкома и обкома ВКП(б) от 25 марта 1942 года «Об организации речного техникума в городе Ростове-на-Дону». Вот что там говорится:
«Постановили: В связи с переводом Ростовского морского техникума в город Батуми и ликвидацией существующего при нем речного отделения считать целесообразным организацию в г. Ростове речного техникума (с организацией в дальнейшем морского отделения) для подготовки судоводителей, механиков, эксплуатационников, механизаторов и гидротехников для Доно-Кубанского и Азовского пароходств. Просить председателя Комитета по делам высшей школы при СНК СССР тов. Кафтанова, народного комиссара речного флота тов. Шашкова и народного комиссара морского флота тов. Ширшова:
а) Разрешить открытие Речного техникума в г. Ростове;
б) Передать в распоряжение Речного техникума помещения, общежития и оставленное в Ростове оборудование и учебные пособия бывшего Ростовского Морского техникума».
Как видим, принималось решение о воссоздании техникума практически одновременно как центральными, так и местными властями. Вот так, в тяжелейшее для страны время, рождался — второй раз — Ростовский на Дону Речной техникум.
После первой короткой оккупации Ростова и некоторой стабилизации военной обстановки весной 1942 года военные перевозки речным транспортом были продолжены. Однако немецко-фашистские войска в первой половине июля 1942 г. перешли в наступление на широком фронте — от Воронежа на севере до Ростова-на-Дону на юге. 
По всему Дону речники перебрасывали на левый берег войска, население, сельскохозяйственное имущество, скот. Зенитная поддержка у большинства переправ отсутствовала и в результате систематических бомбардировок суда гибли. Поддерживать переправы было чрезвычайно тяжело. Уполномоченный НКРФ на Дону В.А. Савельев докладывал 15 июля 1942 г. Военному Совету Юго-Западного фронта: «За последние дни на переправах по р. Дон у пристаней Галиевка, Казанская, Вешенская разрушено при бомбардировке переправ самолетами 19 барж, уничтожен один газоход и подбит один пароход». Однако благодаря созданию резерва судов переправы работали почти без перебоев.
24 июля 1942 г. Ростов-на-Дону был второй раз оккупирован гитлеровскими войсками. На этот раз оккупация продолжалась более полугода. Освободить город удалось только после победы в Сталинградской битве, когда в начале 1943 г. наши войска перешли в победное наступление на южном крыле советско-германского фронта. Войска Северо-Кавказского фронта освободили Краснодар 12 февраля, а два дня спустя, 14 февраля, части Южного фронта — Ростов. 
К весне 1943 года оккупанты были изгнаны с большей части Краснодарского края, Ростовской и Воронежской областей. Весь бассейн Доно-Кубанского пароходства, за исключением низовьев реки Кубань, оказался очищенным от фашистских захватчиков. 3 февраля 1943 г. Совнарком СССР обязал Наркомречфлот немедленно приступать к восстановительным работам, чтобы с открытием навигации можно было начать перевозки. Эта задача была достаточно сложной хотя бы потому, что после освобождения на Дону, Северском Донце и Кубани на плаву было обнаружено всего 12 самоходных судов общей мощностью 1,6 тыс. л. с. и 38 несамоходных судов общей грузоподъемностью 12,9 тыс. т.
Для более четкой работы транспорта и дальнейшего увеличения перевозок необходимо было повысить организованность и дисциплину его работников. Президиум Верховного Совета СССР 15 апреля 1943 года объявил на военном положении железные дороги, а 9 мая — речной и морской транспорт. 19 мая СНК СССР утвердил «Устав о дисциплине рабочих и служащих речного флота СССР». Все речники считались мобилизованными и закрепленными на период войны для работы на транспорте, они стали отвечать за упущения по службе наравне с военнослужащими Военно-Морского Флота. Введение военного положения привело к повышению роли командиров производства, укреплению единоначалия на речном транспорте. 
Во время войны проводилась большая работа по подготовке кадров речного транспорта. Проблема эта по-прежнему стояла остро. В начале 1943 года практиканты составляли 72% командного состава судов. Поэтому в первую очередь усилили подготовку специалистов среднего технического персонала.
В 1943 году, сразу же после возобновления деятельности речного техникума, начался поиск помещения для занятий. Ростов лежал в развалинах. Учебное заведение разместили в относительно сохранившемся здании Морского техникума, который еще находился в эвакуации.
Очень тяжелым для речного техникума оказался 1943-1944 учебный год: не хватало учебников, в полуразрушенном здании не работали канализация и водопровод, не было света и отопления, курсанты спали на голом полу. Лекции слушали стоя, поскольку мебель тоже отсутствовала. Окна здания были заложены кирпичом, кормили учащихся всего один раз в день и очень скудно. Из-за таких тяжелых условий многие учащиеся оставили техникум, учебный план был выполнен на 88,2%, успеваемость составила 60,3%, посещаемость — 85,7%. 
В июне 1944 года, когда из эвакуации вернулся Морской техникум, коллективу речного техникума пришлось переходить в другое помещение — в здание Ремесленного училища №11. Здесь, на третьем этаже, техникум разместился в девяти учебных аудиториях, общей площадью 600 кв. м.  Еще с военного 1944 года в столовой техникума учащиеся получали питание, было выдано 300 форменных костюмов, 250 пар обуви, полное обмундирование преподавателям. 
Первый выпуск 56 молодых специалистов техникум произвел через год после Великой Победы, 15 мая 1946 года. 
Подготовлено по материалам книги Ю.Г. Нарижного, С.П. Кравцова «Сошлись здесь реки с морем…» и архивными материалами военных лет.

Фронт Великой Отечественной войны протянулся на тысячи километров — от заполярного Мурманска через Балтику — до берегов Черного моря. При решении задач, связанных с организацией отпора врагу, огромная роль принадлежала транспорту. С началом военных действий перевозки неизмеримо возросли, профессиональных кадров, напротив, не хватало, поскольку тысячи водников и портовиков добровольно ушли на фронт. Именно поэтому одно из прославленных учебных флотских заведений Дона было создано в военное время, в период между двумя оккупациями Ростова-на-Дону.

Осенью 1941 года военные действия приблизились к Дону. В октябре флот Нижнего Дона был привлечен к эвакуации Ростова. Флот Доно-Кубанского речного пароходства, сферой действия которого были реки Дон с притоками и Кубань, состоял из 175 самоходных судов общей мощностью 18,8 тыс. л.с. и 320 несамоходных судов грузоподъемностью 84,8 тыс. тонн. Всего по Дону и Кубани, не считая перевозок на переправах, было эвакуировано 110 тыс. человек и около 8 тыс. тонн различных грузов.В октябре 1941 г., с приближением фронта к Ростову, морской техникум был эвакуирован в Батуми. Учащиеся младших курсов судоводительского отделения были направлены в Чарджоу (Туркменская ССР). Последний выпуск специалистов по речному судовождению состоялся 7 февраля 1942 года. Нарком морского флота С. С. Дукельский своим приказом ликвидировал речное отделение в городе Батуми, существовавшее при Ростовском морском техникуме.  Одновременно осенью 1941 года Ремесленное училище №11 было эвакуировано в Тбилиси, а затем в Чарджоу (Туркменская ССР). Там учащиеся изготавливали военную продукцию: минометы, боеприпасы.

 Дыхание войны полностью изменило характер деятельности Доно-Кубанского речного пароходства. В октябре почти весь флот Нижнего Дона был привлечен к эвакуации предприятий Ростова, в том числе станков и механизмов судоремонтных заводов, речного порта и флота.В ходе боев за Ростов большое значение приобрела организованная с 26 октября 1941 года переправа через Дон на речных судах. Когда 19 ноября противник прорвался к городу, на переправу были поставлены все имевшиеся суда. По заданию командования ростовские портовики с помощью рабочих завода «Красный Дон» за одну ночь 19 ноября настелили поверх тонкого ледяного покрова реки дорогу длиной 750 м и шириной 5 м. Эта дорога позволила осуществить отвод наших войск через замерзший Дон.Фашистские войска завладели городом 21 ноября 1941 года, но уже через несколько дней, перегруппировав свои силы, советские солдаты перешли в контрнаступление и 29 ноября освободили Ростов.

В сложный военный период, между первой и второй оккупациями Ростова-на-Дону, 24 марта 1942 года распоряжением СНК СССР Наркомречфлоту было предложено вновь организовать речной техникум в Ростове-на-Дону в составе двух отделений: судоводительского и судомеханического. Приказом Наркомречфлота №30-л от 24 марта 1942 директором техникума был назначен Александр Павлович Березин.

В Ростовском центре документации новейшей истории (бывшем архиве Ростовского обкома КПСС) также имеются на этот счет соответствующие документы. В частности, объединенное решение облисполкома и обкома ВКП(б) от 25 марта 1942 года «Об организации речного техникума в городе Ростове-на-Дону». Вот что там говорится:«Постановили: В связи с переводом Ростовского морского техникума в город Батуми и ликвидацией существующего при нем речного отделения считать целесообразным организацию в г. Ростове речного техникума (с организацией в дальнейшем морского отделения) для подготовки судоводителей, механиков, эксплуатационников, механизаторов и гидротехников для Доно-Кубанского и Азовского пароходств. Просить председателя Комитета по делам высшей школы при СНК СССР тов. Кафтанова, народного комиссара речного флота тов. Шашкова и народного комиссара морского флота тов. Ширшова:а) Разрешить открытие Речного техникума в г. Ростове;б) Передать в распоряжение Речного техникума помещения, общежития и оставленное в Ростове оборудование и учебные пособия бывшего Ростовского Морского техникума».

Как видим, принималось решение о воссоздании техникума практически одновременно как центральными, так и местными властями. Вот так, в тяжелейшее для страны время, рождался — второй раз! — Ростовский на Дону Речной техникум.

После первой короткой оккупации Ростова и некоторой стабилизации военной обстановки весной 1942 года военные перевозки речным транспортом были продолжены. Однако немецко-фашистские войска в первой половине июля 1942 г. перешли в наступление на широком фронте — от Воронежа на севере до Ростова-на-Дону на юге. По всему Дону речники перебрасывали на левый берег войска, население, сельскохозяйственное имущество, скот. Зенитная поддержка у большинства переправ отсутствовала и в результате систематических бомбардировок суда гибли. Поддерживать переправы было чрезвычайно тяжело. Уполномоченный НКРФ на Дону В.А. Савельев докладывал 15 июля 1942 г. Военному Совету Юго-Западного фронта: «За последние дни на переправах по р. Дон у пристаней Галиевка, Казанская, Вешенская разрушено при бомбардировке переправ самолетами 19 барж, уничтожен один газоход и подбит один пароход». Однако благодаря созданию резерва судов переправы работали почти без перебоев.24 июля 1942 г. Ростов-на-Дону был второй раз оккупирован гитлеровскими войсками.

На этот раз оккупация продолжалась более полугода. Освободить город удалось только после победы в Сталинградской битве, когда в начале 1943 г. наши войска перешли в победное наступление на южном крыле советско-германского фронта. Войска Северо-Кавказского фронта освободили Краснодар 12 февраля, а два дня спустя, 14 февраля, части Южного фронта — Ростов. К весне 1943 года оккупанты были изгнаны с большей части Краснодарского края, Ростовской и Воронежской областей. Весь бассейн Доно-Кубанского пароходства, за исключением низовьев реки Кубань, оказался очищенным от фашистских захватчиков. 3 февраля 1943 г. Совнарком СССР обязал Наркомречфлот немедленно приступать к восстановительным работам, чтобы с открытием навигации можно было начать перевозки. Эта задача была достаточно сложной хотя бы потому, что после освобождения на Дону, Северском Донце и Кубани на плаву было обнаружено всего 12 самоходных судов общей мощностью 1,6 тыс. л. с. и 38 несамоходных судов общей грузоподъемностью 12,9 тыс. т.

Для более четкой работы транспорта и дальнейшего увеличения перевозок необходимо было повысить организованность и дисциплину его работников. Президиум Верховного Совета СССР 15 апреля 1943 года объявил на военном положении железные дороги, а 9 мая — речной и морской транспорт. 19 мая СНК СССР утвердил «Устав о дисциплине рабочих и служащих речного флота СССР». Все речники считались мобилизованными и закрепленными на период войны для работы на транспорте, они стали отвечать за упущения по службе наравне с военнослужащими Военно-Морского Флота. Введение военного положения привело к повышению роли командиров производства, укреплению единоначалия на речном транспорте. Во время войны проводилась большая работа по подготовке кадров речного транспорта. Проблема эта по-прежнему стояла остро. В начале 1943 года практиканты составляли 72% командного состава судов. Поэтому в первую очередь усилили подготовку специалистов среднего технического персонала.

В 1943 году, сразу же после возобновления деятельности речного техникума, начался поиск помещения для занятий. Ростов лежал в развалинах. Учебное заведение разместили в относительно сохранившемся здании Морского техникума, который еще находился в эвакуации.

Очень тяжелым для речного техникума оказался 1943-1944 учебный год: не хватало учебников, в полуразрушенном здании не работали канализация и водопровод, не было света и отопления, курсанты спали на голом полу. Лекции слушали стоя, поскольку мебель тоже отсутствовала. Окна здания были заложены кирпичом, кормили учащихся всего один раз в день и очень скудно. Из-за таких тяжелых условий многие учащиеся оставили техникум, учебный план был выполнен на 88,2%, успеваемость составила 60,3%, посещаемость — 85,7%. В июне 1944 года, когда из эвакуации вернулся Морской техникум, коллективу речного техникума пришлось переходить в другое помещение — в здание Ремесленного училища №11. Здесь, на третьем этаже, техникум разместился в девяти учебных аудиториях, общей площадью 600 кв. м.  Еще с военного 1944 года в столовой техникума учащиеся получали питание, было выдано 300 форменных костюмов, 250 пар обуви, полное обмундирование преподавателям. Первый выпуск 56 молодых специалистов техникум произвел через год после Великой Победы, 15 мая 1946 года.

 Подготовлено по материалам книги Ю.Г. Нарижного, С.П. Кравцова «Сошлись здесь реки с морем…» и архивными материалами военных лет.

 

Печатное издание