Автор: Валерия Ангельчева
Экскурсии по рекам и каналам пользуются популярностью у туристов и местных жителей, но мало кто знает, что делают судовладельцы, чтобы не пойти ко дну. Петербург пронизан водными путями, люди строят бизнес на воде. В этом бизнесе, как и в любом другом, есть свои проблемы и преимущества. Посмотрим, как функционирует рынок пассажирских перевозок и какие у него есть перспективы.
Для начала разберемся с игроками рынка. В настоящее время в Петербурге, по данным Комитета по транспорту,существует более 90 лицензированных судовладельцев. Среди наиболее крупных – «Астра Марин», «Нева Тревел Компани», «Невская классика», «Круиз» и другие.По рекам и каналам Санкт-Петербурга курсируют более 400 судов. И некоторые судоходные компании признаются, что им не хватает причалов.
Все причалы в Петербурге разделены на две группы: городские причалы и причалы, арендованные судовладельцами. У причалов второй группы есть свои особенности: довольно высокая плата за подход судна и конкуренция, которая зачастую не позволяет судам разных компаний швартоваться у причала, арендованного их конкурентом.
Некоторым компаниям достаточно одного арендованного причала, если их работа заключается в посадке и высадке пассажиров на том же месте, проведении экскурсии. Но есть компании, которые диверсифицируют свои маршруты. Например, «Астра Марин» провозит своих пассажиров по маршруту с несколькими остановками, где они могут выйти, погулять, и через определенное время зайти на другое судно этой же компании. Но для такого маршрута требуется больше причалов, чем один или два, и к тому же они должны быть в историческом центре города, чтобы туристам было, на что посмотреть. Городских причалов 18. Тариф на них практически не меняется.
Андрей Кузнецов, генеральный директор судоходной компании ГК «Астра Марин» поясняет: «В городе существует комитет по тарифам. И они могут на уровень инфляции делать небольшую индексацию, которая повышает или понижает тарифы».
Это позволит поддержать новичков в судостроительном деле, которые порой не могут получить кредит на постройку нового теплохода, если не имеют гарантии на его окупаемость. А обеспечить ее может только гарантированная возможность швартоваться и принимать на борт пассажиров. Таким образом, город, фактически, гарантирует стабильность на рынке пассажирских перевозок. А в рамках этой стабильности судостроители могут получать кредиты и строить новые суда.
Новые суда нужны не только внутренним городским пассажирским маршрутам, но и скоростным перевозкам. Метеоры, построенные более 30 лет назад, уже устаревают. Основная проблема – двигатель, которые в классическом варианте производился заводом «Звезда». Но завод «Звезда» их больше не производит, а двигатели в «Метеорах»изнашиваются.
Юрий Набатов, заместитель генерального директора судоходной компании «Нева Тревел Компани» рассказывает: « Сейчас прорабатывается уже с компанией «Морская техника» установка двигателей «Ман». Около десяти лет назад они поставили пилотный двигатель на «Метеор» компании «Водоход», после этого было поставлено много двигателей на разные скоростные суда в Северречфлоте, в Ханты-Мансийске, в Казани. Наверное, все-таки, когда-нибудь доберемся и до Санкт-Петербурга».
Юрий Набатов утверждает, что «Метеоры» прослужат еще не один десяток лет. Однако судовладельцы активно ищут новые двигатели для старых «Метеоров», чтобы продлить срок эксплуатации советских скоростных судов. Стоимость замены двигателей на одном «Метеоре» стоит около 40 миллионов рублей. Эта сумма будет окупаться не менее 7 лет. Пока игра стоит свеч, с «Метеорами» прощаться никто не спешит. Но рано или поздно эти суда придут в негодность, и тогда судостроители должны будут предложить им замену, ведь скоростные перевозки пользуются огромной популярностью у туристов.
Именно поэтому Юрий Набатов предупреждает: «Должна быть полноценная рабочая группа из проектантов, судостроителей и эксплуатирующей компании, чтобы каждый отвечал за свою часть, и, действительно, создать какое-то новое интересное судно».
Но даже и без новых интересных судов сейчас движение по рекам и каналам Петербурга достаточно оживленное. Ночью, когда разводят мосты, ситуация на воде становится вообще критичной. Александр Демидов, капитан теплохода-кабриолета «Пальмира», считает, что главная сложность ночью – избежать аварии.
«Основной нюанс заключается в том, что все суда стараются скопиться в одном месте, возле Дворцового моста. Это самое тяжелое, ведь мы всегда лавируем друг между другом, то есть суда не должны соприкасаться без надобности», - признается Александр Демидов
По словам капитана,важно, избежав аварии, успеть вовремя уйти из Невы, чтобы не мешать каравану из крупных торговых судов, ради которых мосты и разводятся. В темноте сделать это непросто, тем более, таких теплоходов, как «Пальмира» – огромное количество. Внештатные ситуации могут возникнуть в любой момент.
За безопасностью на воде следят семь специальных служб: Госморречнадзор, инспекция портового контроля, ГИМС, водная полиция, Росгвардия, Агентство внешнего транспорта Санкт-Петербурга и прокуратура. Но, по словам Дмитрия Атлашкина, начальника Северо-Западного управления Госморречнадзора, «у семи нянек дитя без глазу».
«Если лицензированный перевозчик совершит какое-то нарушение в Мойке, Фонтанке, канале Грибоедова и так далее, мы не сможем применить никаких санкций, потому что там у нас нет полномочий», - поясняет Дмитрий Атлашкин
Водные пути, которые не включены в федеральный перечень, не попадают в круг полномочий ни Росморречнадзора, ни полиции, ни Портоконтроля. Полномочия там есть только у Агентства внешнего транспорта и у ГИМС. Но ГИМС, по оценке Дмитрия Атлашкина, просто физически не может справиться со всеми нарушителями: на 60 тысяч зарегистрированных плавсредств работает лишь пара десятков инспекторов. Капитаны судоходных компаний жалуются на постоянную опасность столкновения с частными маломерными судами.
Гидроцикл можно практически так же легко, как и велосипед, взять в аренду на Серном острове. Арендодатель не несет никакой ответственности, когда дает спортивный снаряд пользователю. Зачастую у него даже не спрашивают права на управление судном. Гидроциклы берут, чтобы «похулиганить», и поймать нарушителей очень сложно. В общем, капитанам теплоходов приходится быть начеку.
Один из основных врагов судовладельцев и тех, кто следит за порядком на воде – время. С его течением суда устаревают, а нарушители успевают скрыться от надзора. Чтобы время работало не против города, а для него, судовладельцам, проектировщикам, службам по надзору и государству нужно действовать сообща. Развивая водный пассажирский транспорт, город сможет увеличить туристический потенциал, а также сделать более комфортной жизнь петербуржцев.