Автор: Николай Литвинов
1837 год можно считать началом использования пароходов для туристических и экскурсионных целей в Российской империи. Именно тогда по Москве-реке стали курсировать специальные пароходики - «финляндчики», которые имели сходство с заграничными образцами малого пассажирского флота.
С 1870 года по Волге начали ходить такие пассажирские пароходы, как «Император Александр II», «Императрица Екатерина II», «Пётр Великий», «Дмитрий Донской», «Александр Невский» пароходной компании «Кавказ и Меркурий». С 1880-х годов компания начала строить роскошные пароходы с электрическим освещением и ресторанами, которые специально предназначались для речных круизов.
В конце XIX века директор Общества механических заводов и энтузиаст путешествий Фёдор Иванович Бромлей построил вместительное судно для экскурсантов. Московские газеты того времени приглашали в речной экскурсионный тур на пароходе «Ярославль» фирмы Бромлея. Из центра города по Москве-реке пароход спускался вниз по течению на 40 вёрст до Николо-Угрешского монастыря.
После революции, молодое советское государство активно возрождало водный туризм: морской, речной, водно-моторный (лодочный). В начале пути большой спрос на круизы породил такие явления, как нехватка мест, сложности в буфетном облуживании, необходимость в увеличении плана культурного обслуживания, отказ от ночных грузовых рейсов. Например, в конце 1920-х – начале 1930-х годов задачи улучшения обслуживания туристов совместно решали Общество Пролетарского Туризма и Волжское государственное речное пароходство.
Интересны документы, хранящиеся в Российском государственном архиве экономики по этой теме. Например, в Сводке отправления плановых групп по маршрутам Организации экскурсионного обслуживания Общества Пролетарского Туризма на май-сентябрь 1930 года приводятся пароходные экскурсии по Волге, Волге и Каме, Оке и Волге, маршрутам Москва – Нижний Новгород, по Каме (на плавучем доме отдыха), в Хвалынск (дом отдыха), в Василь-Сурск. Пароходные экскурсии от двух до четырнадцати дней охватывали следующие направления:
Согласно материалам Государственного архива Российской Федерации, в это же время Государственное экскурсионное акционерное Общество «Советский Турист» также предлагало водные маршруты. Например, «Волжский (отдыхательный)» проходил от Нижний Новгорода до Астрахани длительностью 20 дней и стоимостью от 100 руб.
Путешествия на речных судах в советское время проходили по всем основным рекам страны:
Круизы в СССР проводились и по рекам за Уральскими горами:
Пароходства СССР располагали к концу 1980-х годов более 150 речными и морскими теплоходами, которые использовались ежегодно.
Источники:
Березовая Л. Г. История туризма и гостеприимства – М.: Юрайт, 2014. – 500 экз. – ISBN 978-5-9916-3593-6.
Долженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР – Ростов н/Д.: Ростовский государственный университет, 1988. – 8000 экз.
Копылов В.Е. Окрик памяти. История Тюменского края глазами инженера: В 3 книгах. – Тюмень: ИФ «Слово», 2000-2002.
Материалы о работе Общества Пролетарский туризм. 1929-1930 гг. РГАЭ. Ф. 7771, Оп. 1. Дело 22.
Устав Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий. ГАРФ, Ф. Р-3316, Оп. 23. Дело 111.
Пароходные и лодочные экскурсии на май-сентябрь 1930 года. РГАЭ. Ф. 7771, Оп. 1. Дело 22.
Сводка отправления плановых групп по маршрутам Организации экскурсионного обслуживания Общества Пролетарского Туризма на 1930 год. РГАЭ. Ф. 7771, Оп. 1. Дело 22.
Печатное издание