Автор:
65 лет назад, 27 июля 1952 года, состоялось торжественное открытие навигации по Волго-Донскому каналу.
Историки относят первую попытку соединить Волгу и Дон к середине XVI века. Турецкий султан Селим II направил солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Но попытка не увенчалась успехом. В конце XVII века построить судоходный канал решил Пётр I. Из-за начала Северной войны строительство было свернуто. До Октябрьской революции было создано более 30 проектов соединения двух рек, но ни один из них так и не был воплощён.
Проект создания канала был подготовлен в 1930-х годах. Планам помешала Великая Отечественная война. Работа над проектом возобновилась в 1943 году.
В феврале 1948 года, после утверждения схемы канала, начались земляные работы. Возглавил строительство гидротехник Сергей Жук. Волго-Донский канал руками «врагов народа» (политзаключённых, осуждённых по 58-й статье УК РСФСР) был сооружен всего за 4,5 года.
31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами канала слились воды рек Волга и Дон, тем самым соединив Каспийское, Чёрное, Азовское, Балтийское и Северное моря. С 1 июня по каналу уже начали ходить суда. Однако торжественное открытие навигации состоялось лишь 27 июля 1952 года, когда в ворота шлюза № 1 вошел теплоход «Иосиф Сталин» — первый теплоход, открывший навигацию Волго Донского канала.
Общая протяжённость канала составила 101 км, из которых 45 км проходит по водохранилищам. Глубина канала - не менее 3,5 м.