26.01.2017 18:27

Продолжая дело Петра

Автор: Михаил Славин

Делегация Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) во главе с Президентом Алексеем Рахмановым посетила Московскую государственную академию водного транспорта (МГАВТ) 25 января 2017 года, в главный студенческий праздник. И хотя одной из главных целей визита было подписание соглашения о сотрудничестве, встреча коллег началась с общения с курсантами, которые по такому случаю ненадолго прервали занятия и собрались в актовом зале.

Пить медовуху еще рано!

Президент ОСК Алексей Рахманов в первую очередь поздравил курсантов и преподавателей академии с двойным праздником - Татьяниным днем и Днем штурманов российского Военно-морского флота.

Алексей Рахманов напомнил курсантам, что сессия еще не закончилась, а поэтому следовать традициям московских студентам еще рано – сначала нужно, как следует потрудиться.

Глава ОСК подчеркнул, что видит в сидящих в зале, прежде всего, своих коллег – людей, решивших крепко связать всю свою жизнь с флотским делом. «Мы строим для вас – вы эксплуатируете корабли и суда, которые возводятся на верфях корпорации», - сказал он. Алексей Рахманов выразил надежду, что поскольку одной из профильных специализаций академии является судостроение, кто-нибудь из выпускников вуза обязательно сделает свой выбор в пользу работы на предприятиях корпорации.

«Вы сделали достойный выбор. Отечественный флот – и военный, и гражданский – на протяжении всей истории страны был важнейшей экономической, военной, а кроме того нравственной опорой России. Мужество, и сноровка российских моряков давно стали легендой. И часть этой легенды – ваша альма-матер. Академия, которая берет свое начало с Московского речного техникума, в годы Великой Отечественной войны стала настоящей кузницей кадров для Военно-морского флота. Четверо его выпускников тогда получили звание героя Советского Союза. Уверен, героическая история академии заставляет соответствовать этим традициям», - подчеркнул президент ОСК.

В интересах развития российского судостроения

Вспоминая славную историю Московской академии водного транспорта, Алексей Рахманов отметил, что 2017 год – особый, юбилейный год, как для русских моряков, так и для всех отечественных судостроителей. Ведь ровно 350 лет назад по указу царя Алексея Михайловича, отца Петра Первого, был заложен и построен за государственные деньги, первый российский военный корабль – фрегат «Орел». И это произошло совсем неподалеку от Судостроительной улицы, на которой располагаются кампусы академии - в районе села Дединово Московской области. И пусть «Орел» позже был сожжен войсками Стеньки Разина, но именно история его возведения повлияла на намерение будущего царя Петра Великого продолжить судостроительную традицию.

Алексей Рахманов процитировал Петра Первого, который подчеркивал, что «намерение отеческое достойно есть вечного прославления, понеже от начинания того, яко от доброго семени, произошло нынешнее дело морское».

Глава ОСК подчеркнул, что Объединенная судостроительная корпорация продолжает дело, начатое три с половиной века назад. Сегодня в корпорации трудится около 85 тыс. сотрудников и это почти половина всех российских корабелов. В конструкторских бюро ОСК разрабатываются, а на верфях строятся практически все военные корабли и подводные лодки для Военно-морского флота, а также львиная доля гражданских судов – как морских, так и речных. 

«У корпорации сложилась давняя традиция сотрудничества с профильными вузами страны, и выразил надежду, что Московская академия водного транспорта станет частью и этой традиции. ОСК стремится еще со школьной и студенческой скамьи привлекать к профессии корабела тех молодых людей, кто осознанно решил связать свою жизнь с судостроением», - сказал он.

Алексей Рахманов подчеркнул, что корпорация намерена возродить кораблестроительные и морские специальности, сблизить потребности предприятий и возможности учебных заведений. По его словам, сейчас готовится ряд регламентирующих документов, в которых будут изложены требования к профессиональным стандартам основных специалистов верфей.

«К сожалению,  по статистике, профессии корабела остаются верны не более 20 процентов выпускников судостроительных вузов. Алексей Рахманов выразил надежду на то, что подготовке инженеров, которые со временем займут места на производстве, и, в том числе, на предприятиях корпорации» будет уделяться гораздо более внимания, чем в настоящее время», - сказал президент ОСК, добавив, что под патронажем предприятий ОСК уже открылись так называемые базовые кафедры, которые позволяют сделать учебу студентов ближе к практике. У будущих конструкторов появляется возможность работы в лабораториях, у ребят, обучающихся рабочим или инженерным специальностям, - на производстве. Студенты на 4-х и 5-х курсах приходят и участвуют в реальных проектах или научно-исследовательских работах.

Президент ОСК также отметил, что уже запущены два проекта по производственным ротам. Минобороны согласилось с инициативой ОСК, и теперь молодые корабелы получили возможность проходить военную службу и одновременно совершенствовать свои профессиональные навыки. В этих ротах служат ребята, выпускающиеся из среднетехнических учебных заведений, либо вузов с техническими специальностями. Речь идет, в частности, о Беломорской военно-морской базе рядом с Северодвинском, где располагаются крупнейшие верфи, гордость страны - «Севмаш» и «Звездочка». По оценке главы корпорации, подобная инициатива является перспективным и очень интересным элементом фиксации профессиональных навыков молодежи.

Готовить кадры для верфей будем вместе

В ходе мероприятия состоялась церемония подписания соглашения между ОСК и Московской государственной академией водного транспорта, целью которого является сотрудничество по формированию современной системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для предприятий судостроения и судоремонта.

Обменявшись документом с ректором МГАВТ Александром Галаем,  Алексей Рахманов особо подчеркнул, что ОСК последовательно стремится к возрождению кораблестроительных и морских специальностей, к сближению потребности верфей и возможностей профильных учебных заведений. Подписав взаимовыгодное соглашение с судостроительной корпорацией, МГАВТ становится частью этой давней традиции.

Глава ОСК также отметил, что развитие речного и морского судостроения является одной из стратегических задач корпорации. Соглашение между ОСК и МГАВТ призвано расширить работу по формированию современной системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для предприятий судостроения и судоремонта. Подписанный документ станет основой для разработки и реализации конкретных совместных проектов, программ, мероприятий.

В свою очередь, ректор академии Александр Галай подчеркнул в своем выступлении, что соглашение закладывает «крепкий и надежный киль» под дальнейшее развитие сотрудничества между ОСК и академией. Он отметил, что кафедры академии готовят специалистов, которые могут быть востребованы как на верфях ОСК, так и других организациях, не входящих в судостроительный холдинг.

Право на собственный праздник

После церемонии подписания соглашения глава ОСК ответил на все вопросы курсантов и преподавателей академии. Небольшой урок истории российского судостроения от Алексея Рахманова так впечатлил слушателей, что первый же прозвучавший вопрос курсанта второго курса был о возможности установления памятного знака в честь 350-летнего юбилея отечественного судостроения на Судостроительной улице, где, в том числе расположены два корпуса академии.

Алексей Рахманов хорошую идею курсанта поддержал и обещал обсудить с руководством академии все детали реализации этого проекта.

Кроме того, Алексей Рахманов высказал личное мнение, что все российские корабелы достойны собственного профессионального праздника – Дня судостроителя. И если при поддержке со стороны руководства страны новый профессиональный праздник будет установлен в год десятилетнего юбилея ОСК, то памятный знак на улице Судостроительной мог бы стать мощной точкой притяжения для всех москвичей, кто посвятил свою жизнь судостроению.

Алексей Рахманов также подробно ответил на вопросы собеседников, касающиеся истории создания и повседневной деятельности корпорации.

В частности, отвечая на вопрос о строительстве судов речного флота, глава ОСК напомнил, что в составе корпорации есть свой чемпион, который строит больше всего судов для речного флота – это Нижегородский завод «Красное Сормово». За последние пять лет это предприятие произвело более 20 единиц речных сухогрузных судов. Ранее ОСК и «Водоходъ» заключили контракт на строительство круизного лайнера, который будет строиться на нижегородской верфи по лизинговой программе. Позднее, общаясь уже с журналистами, Алексей Рахманов сообщил, что до конца этого года будут заключены контракты на строительство еще  трех круизных судов.

Общаясь с курсантами и преподавателями академии, Алексей Рахманов также сообщил, что ОСК разрабатывает проект запуска речных перевозок накатных грузов. «Нам в голову пришла такая история: почему бы не придумать речное ро-ро для того, чтобы возить, например, автомобили по реке из точки А в точку Б. Водитель грузовика, когда вставит свою карточку в тахограф, через восемь часов должен будет заглушить мотор и остановиться. Пусть он остановится на барже, его после этого километров 200 провезут, пока он отдыхает, потом он съехал на дорогу и снова дальше поехал», - сказал он.

Алексей Рахманов пояснил, что сейчас корпорация ведет соответствующие экономические расчеты и начинает проектирование.

После завершения общения, курсанты вернулись к своим занятиям, а для делегации ОСК была проведена ознакомительная экскурсия по лабораториям и учебно-тренировочным центрам МГАВТ.

В частности, гости академии ознакомились с учебно-тренировочным центром использования радио-локационных станций САРП (средства автоматической радиолокационной прокладки), учебно-тренажерным комплексом интегрированного мостика «Виртуальное судно», лабораторией электрооборудования судов, а также посетили лабораторию судовых дизельных установок. Между прочим, это уникальная лаборатория, единственная на всем пространстве бывшего Советского Союза в подобной комплектации.

Во время посещения лабораторий и тренажерных комплексов состоялся профессиональный и предметный разговор, касающийся реализации  совместных проектов и программ, о которых говорилось в подписанном соглашении.

По всей видимости, это был не последний визит представителей ОСК. В ходе общения с курсантами Алексей Рахманов обещал, что, начиная уже с новой сессии, перед курсантами академии будут выступать с лекциями специалисты корпорации.

Печатное издание