Автор: Владимир Марков
Многое на просторах России напоминает о ратных свершениях жителей Котласа, их боевых и трудовых победах. Имена выдающихся котлошан увековечены в названиях морских и речных судов.
Пассажирский теплоход «Зосима Шашков»
Судно названо в память о министре речного флота СССР Зосиме Алексеевиче Шашкове.
Теплоход «Зосима Шашков» – четырехпалубный теплоход проекта 302 , рассчитанный на 270 пассажиров. Эксплуатируется ОАО ВодоходЪ по Волге, Волго-Балту и Неве по маршруту Санкт-Петербург — Москва.
Пассажирское судно под заводским номером 387 было построено на верфи VEB Elbewerften Boizenburg/Roßlau в Бойценбурге на берегу Эльбы (ГДР) в 1986 году. Судно является одним из 28 теплоходов проекта 302 (тип «Дмитрий Фурманов», немецкое обозначение BiFa 129M, Binnenfahrgastschiff). Судно длиной 129 м явилось усовершенствованием проекта 301 (тип «Владимир Ильич»).
В 2011 года теплоход «Зосима Шашков» осуществлял круизы по маршруту Санкт-Петербург – Москва. Модернизирован в 2004 году.
Пассажирский теплоход «Адмирал Кузнецов»
Двухпалубный пассажирский речной теплоход, названный в честь адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, был построен в 1962 году на заводе Obuda Hajogyar (Будапешт, Венгрия). До 1990 года судно называлось «Индигирка».
Длина судна проекта 305 – 78 м, ширина – 14,3 м, осадка – 1,4 м. Водоизмещение теплохода составляет 824 тонн. Средняя скорость судна – 18 км/час. Теплоход работает под флагом России, порт приписки – Котлас (Архангельская область), судно базируется в Москве. Теплоход может принять на борт 195 пассажиров, экипаж судна – 37 человек.
После постройки поступило в Северное речное пароходство и работало на пассажирской транспортной линии Котлас – Архангельск на Северной Двине. С 1996 и по 2001 годы теплоход был выведен из эксплуатации. Затем с апреля 2002 года судно вновь продолжило работу на линии Архангельск — Великий Устюг – Котлас, но в 2006 году было снова был выведено из работы, и находилось в затоне города Котлас до начала июня 2014 года. Затем судно было продано и перегнано сначала в Архангельск, а затем на Белогородскую судоверфь (река Волга, Тверская область) для ремонта и модернизации под круизный теплоход. Судно прибыло в Москву 10 ноября 2014 года, где за зиму были проведены работы по переоборудованию кают, в результате чего пассажировместимость теплохода уменьшилась с 298 человек до 195. Также были проведены работы по обновлению интерьеров и обстановки в общественных помещениях.
В первый круиз после восьмилетнего простоя теплоход отправился 30 апреля 2015 года, но затем, в силу ряда причин, большая часть круизной программы была не выполнена, и в конце июня 2015 года судно было выведено из работы. Осенью 2015 года появилось расписание круизов на навигацию 2016 года, но за неделю до ее начала, в апреле 2016-го года, оператор отменил все круизы, сославшись на низкую загрузку. В конце мая 2016 года судно прибыло на Валаам в Ладожском озере, где должно проработать плавучей гостиницей.
Интересные факты о судне: до июня 2014 года теплоход оставался последним судном проекта 305, находившимся на Северной Двине, после того, как все остальные три судна этого проекта были проданы на другие реки (одно судно ушло в Калининград, а затем в Польшу, а два — в Москву). Теплоход является единственным судном, работающим на рынке речных круизов, на борту которого есть 8-местные каюты.
Пассажирский двухпалубный теплоход «Адмирал Кузнецов», все круизы которого были отменены почти перед самым началом навигации 2016 года, будет использоваться в качестве плавучей гостиницы на Валааме в Ладожском озере. Необходимость в этом возникла после того, как пожар на архипелаге уничтожил гостиницу «Зимняя», где проживали паломники, посещающие Валаамский мужской монастырь.
Грузовой теплоход «Василий Щелкунов»
Судно названо в честь Героя Советского Союза Василия Ивановича Щелкунова.
Сухогрузный теплоход грузоподъемностью 350 тонн, мощностью 330 кВт предназначен для перевозки зерна, тарно-штучных грузов, контейнеров и леса.
Тип судна: грузовой двухвинтовой сухогрузный теплоход открытого типа с двумя грузовыми трюмами и одним общим люком, передвижными люковыми крышками, с двойным дном, жилой надстройкой и машинным отделением в кормовой части.
Теплоход «Василий Щелкунов» является головным судном проект 912В, построенным на Великоустюгском судостроительном заводе (Россия, Великий Устюг). Спущен на воду 15 октября 1983 года.
В настоящее время грузовой теплоход «Василий Щелкунов» не эксплуатируется более 15 лет и находится на зимнем отстое в затоне Лименда.
Буксир-плотовод «Герой П.П.Кожин»
Судно названо в честь Героя Советского Союза Павла Петровича Кожина.
Буксир-плотовод «Герой П.П.Кожин» был построен в 1973 году на Лимендском судостроительно-судоремонтном заводе в городе Котласе по проекту Р-33Б.
Владелец и оператор судна – компания «Транс-Норд». Порт приписки - Архангельск.
Буксир-плотовод «Иван Дементьев»
Судно названо в честь Героя Советского Союза Ивана Павловича Дементьева.
Буксир-плотовод «Иван Дементьев» был построен в 1976 году на Лимендском судостроительно-судоремонтном заводе в городе Котласе по проекту Р-33Б. В 2008 году переоборудован на класс плавания «М-СП» по проекту Р-33Б/Р-33Б «М-СП».
Владелец и оператор судна - «Северное речное пароходство».
После работы в навигацию 2016 года теплоход «Иван Дементьев» встал на зимовку в одном из портопунктов Обской губы.
Буксир-плотовод «Федор Харченко»
Судно названо в честь Героя Советского Союза Федора Алексеевича Харченко.
Буксир-плотовод «Федор Харченко» был построен в 1976 году на Лимендском судостроительно-судоремонтном заводе в городе Котласе по проекту Р-33Б.
Грузовой теплоход «Василий Ершов»
Судно названо в честь капитана-наставника Северного речного пароходства Василия Петровича Ершова.
Грузовой теплоход «Василий Ершов» был построен в 1993 году на Великоустюгском ССРЗ в городе Великий Устюг по проекту 81365.
Владелец и оператор - «Северное речное пароходство». Порт приписки – Котлас.
В настоящее время находится на холодном отстое в затоне Лименда.
Буксир-плотовод «Н.Я. Марков»
В соответствии с приказом Министерства речного флота № 36-пр. от 29 мая 1990 года по многочисленным просьбам тружеников Северного бассейна буксирному теплоходу «Плотовод - 669» присвоено имя капитана-наставника Николая Яковлевича Маркова .
Капитаном на этом буксире-плотоводе в то время был Овсянкин Владимир Иванович, который впоследствии стал приемником Николая Яковлевича и назначен на должность капитан-наставник.
Буксир-плотовод «Н.Я.Марков» был построен в 1977 году на Лимендском судостроительно-судоремонтном заводе в городе Котласе по проекту Р-33Б.
Владелец и оператор судна - «Северное речное пароходство». Порт приписки - Котлас.
Флагман буксирного флота по прежнему в строю и после капитального ремонта на Лимендском ССРЗ открывает Лесные навигации, безаварийно буксирует большегрузные плоты на Северной Двине. Капитаном на плотоводе работает В.Г. Пироговский – один из учеников капитана-наставника Николая Яковлевича Маркова.
Печатное издание