Автор: Маргарита Малышева
То, что судостроительная отрасль переживает непростые времена, знает не только тот, кто в ней работает, но, похоже, и абитуриенты, выбиравшие в 2011 году вузы для поступления. Об этом свидетельствует рейтинг «Качество приема в вузы 2011», подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в соавторстве с РИА «Новости» по заказу Общественной палаты.
По итогам мониторинга, проводившегося на базе изучения данных по 525 вузам из различных регионов России, выяснилось, что самый низкий проходной бал был установлен для таких специальностей, как металлургия, машиностроение, авиационная и ракетно-космическая техника, а также морская техника и транспортные средства.
Например, в Морской государственной академии водного транспорта средний балл ЕГЭ составил 62,6, а самый низкий показатель ЕГЭ – 42. В Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет Владивостока на эту специальность брали с результатом 31,3.
Цифра, полученная из Волжской государственной академии водного транспорта, вообще оказалась настолько скандальной, что министр образования А. Фурсенко не удержался от того, чтобы публично выразить свое недоумение по поводу следующего: во ВГАВТ был принят абитуриент, набравший по одному из предметов всего 36 баллов.
Впрочем, нелицеприятное публичное комментирование результатов приемной компании-2011 со стороны Минобрнауки заставило нижегородский вуз выступить с ответным разъяснением.
Во-первых, именно Министерство образования и науки РФ установило тот самый минимальный проходной балл: 36 – по русскому языку, 24 – по математике и 33 – по физике. Во-вторых, увеличивать проходной бал вуз мог, конечно, и самостоятельно, но не стал этого делать потому, что академия сохраняет очень важные для экономики страны специальности, но по разным причинам не пользующиеся в данный момент популярностью среди абитуриентов. Например, к таким «трудным» направлениям относится «судостроение». Учиться по этой специальности сложно, при этом будущее место работы связано с жизнью не в столичных городах, а в небольших поселках и в глубинке, где, как правило, и находятся верфи, что делает профессию малопривлекательной для молодежи.
Министр Фурсенко сходу предложил сократить бюджетные места, если они пустуют, но в Академии считают иначе.
Например, начальник учебно-методического управления ВГАВТ Анатолий Никитин в одном из своих публичных выступлений напомнил, что сейчас демографическая ситуация такова: выпускников мало, а мест в технических вузах – достаточно, и поэтому конкурсы среди абитуриентов невелики.
Специалисты считают, что ситуация переменится уже через пару-тройку лет, когда вопрос, в какой вуз поступать, встанет перед поколением родившихся в конце 90-х – начале 2000-х, а оно было уже гораздо многочисленнее. К этому же времени, выражают осторожную надежду эксперты, и в самом судостроении должен начаться подъем, если в полную силу заработают механизмы, заложенные в «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года».