Автор: Светлана Ставцева, RATA-news
Рынок речных круизов по России охватывает, по некоторым оценкам, около 400 тыс. туристов, из них иностранных гостей – порядка 25%. По словам руководителя Регионального совета РСТ Ольги Санаевой, облегчение визового режима для зарубежных путешественников по российским рекам и по культурно-познавательных турам позволит увеличить эту долю примерно на 20%. Одновременно это будет способствовать росту инвестиционной привлекательности проектов по созданию нового пассажирского флота. «Мы предлагаем министерству культуры обсудить вариант выдачи виз в аэропорту на основании ваучера принимающего российского туроператора – по аналогии с китайскими группами. Тогда визы останутся, но процедура въезда упростится», – пояснила она.
На заседании президиума Госсовета в Волгограде по развитию водных путей 15 августа губернатор Астраханской области Александр Жилкин предложил ввести безвизовый режим на 15 дней для иностранных туристов, которые в составе групп купили туры по рекам России и прибывают через аэропорты таких крупнейших речных туристических центров, как Казань, Самара, Ростов-на-Дону, Астрахань, Волгоград. Существующие сложность и длительность оформления виз не способствуют притоку иностранцев в страну, хотя спрос уже есть. В частности, на Каспии, по словам губернатора, уникальная природа, пляжи, отели, достопримечательности, которые интересны не только российским, но и иностранным туристам.
Глава Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов поддержал астраханского губернатора. По его словам, сложность визовой процедуры остается основным сдерживающим фактором для туристов из многих стран при принятии решения о поездке в Россию. «Если будет введен упрощенный визовый въезд для тургрупп, например, как сделано в Китае, то это повысит поток, причем в очень короткие сроки», – сказал г-н Иванов.
Тема упрощения въезда для иностранных туристов-круизеров обсуждается не первый год. Последний раз на высоком уровне – в ходе Госсовета в Крыму по вопросам внутреннего туризма. Тогда предлагалось использовать для иностранных туристов, прибывающих в Россию в составе организованных групп и отправляющихся в речные круизы, практику безвизового пребывания, которая уже хорошо себя зарекомендовала для пассажиров морских круизных судов и паромов. В марте 2016 года по инициативе РСТ была создана рабочая группа по развитию речного туризма. На совещании в рамках «Интурмаркета-2016» также говорилось о необходимости послабления визового режима: будет расти въездной поток, появятся деньги в стране для поднятия своего круизного флота.
Однако, в отличие от морских круизов и паромов, в случае речных круизов срок действия туристической визы должен быть не менее 15 дней. По словам коммерческого директора компании «Водоход» Андрея Смолина, короткие круизы по России вообще мало востребованы у иностранцев. «Если уж они выбираются в такую дальнюю страну, как Россия, то предпочитают продолжительные маршруты. Европейцы едут, как правило, не менее чем на 11 дней, американцы – на 14. На такие круизы приходится 99% всех заказов», – пояснил он RATA-news. Как полагает эксперт, ослабление визового режима увеличит, прежде всего, число спонтанных туристов: «Виза в Россию оформляется месяц и, как правило, за месяц до старта круиза мы фиксируем резкое падение продаж. Визовой барьер останавливает людей».
Речные круизы – один из самых популярных у иностранцев российских турпродуктов. А круиз Петербург- Золотое кольцо – Москва, по словам собеседников, относится к лучшим в мире по насыщенности туристической программы. Тем не менее объемы на туристических маршрутах по внутренним водным путям за последние годы упали практически вдвое. По словам г-на Смолина, в лучшие сезоны Россия принимала не менее 100 тыс. иностранных туристов, сейчас – всего 50 тыс.
Пассажирский и круизный речной флот страны стремительно стареет. В 2015 году, например, он недосчитался 30 теплоходов. По данным Росморречфлота, потребность в строительстве пассажирского флота до 2020 года с учетом ухода с рынка старых судов оценивается в 40 кораблей. Сегодня отечественные верфи могут ежегодно «выдавать» по 40 речных судов и судов класса «река-море», но реальные темпы строительства пока сильно отстают от возможностей.
По данным Минпромторга, в период с 2012 по 2014 год было построено 119 речных различных «некруизных» судов, а также речных служебно-вспомогательных и судов класса «река-море». Сейчас в России строится 12 пассажирских судов, в том числе один круизный. Его заказчиком выступила компания «Московское речное пароходство» (МРП). По словам Светланы Гончаровой, заместителя гендиректора компании «Мостурфлот», входящей в МРП, это будет судно типа река-море. Компания «Водоход», входящая в «Волжское пароходство», также рассматривает возможность строительства круизного судна, однако, как пояснил RATA-news Андрей Смолин, ей нужно чисто речное судно.