Автор: Маргарита Бабкова
В рамках официальных мероприятий на различных отечественных судоверфях иногда журналисты задают руководителям заводов вопрос: «Планируется ли поставка флота за рубеж?» Накануне в Шлиссельбурге (Ленинградская область) произошло событие, на котором такой вопрос был уместен.
Так, на «Невском судостроительно-судоремонтном заводе» (Невский ССЗ) 12 июля 2016 года состоялся спуск на воду однопалубного сухогрузного судна проекта RSD49 смешанного «река-море» плавания «ЖiбекЖолы» (переводится с казахского как «Шелковый путь») дедвейтом 7 тыс. 500 тонн. Заказчиком сухогруза выступила компания из Казахстана – ТОО «KTZ ExpressShipping».
Судно построено при содействии Европейского банка реконструкции и развития. Всего завод построит для ТОО «KTZ ExpressShipping» два судна данного проекта. Спуск второго сухогруза «Атамекен» (переводится как «Родина») запланирован на начало сентября 2016 года.
Значение этого события для Казахстана трудно переоценить. Ведь строительство судов на Невском ССЗ напрямую связано с поручением президента Казахстана Нурсултана Назарбаева повышать транспортно-транзитный потенциал страны и развивать его сухогрузный флот.
«Символично, что имя новому судну дал президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев», – отметил в ходе церемонии спуска судна на воду президент Национальной компании «Казахстан ТемiрЖолы» Аскар Мамин. По его словам, в Казахстане реализуется масштабная программа по модернизации транспортной инфраструктуры, уделяется особое внимание развитию мультимодальных перевозок, важным элементом которых является морской флот.
«Сухогруз «Жiбек Жолы» будет участвовать в развитии морских перевозок на Каспии, в построении и формировании эффективной логистики, в обеспечении торговых потоков между Азией и Европой», - подытожил глава «Казахстанских железных дорог».
Проект, зарекомендовавший себя в работе
Отметим, что Невский ССЗ на сегодняшний день сдал уже семь судов данного проекта.
Генеральный директор завода Евгений Кузнецов пояснил, что судно этого проекта представляет универсальный сухогруз, который может перевозить не только негабаритные проектные грузы, но и контейнеры, что значительно повышает его экономическую эффективность при эксплуатации.
«Я с полной уверенностью могу сказать, что суда очень эффективно зарекомендовали себя в работе», - подчеркнул глава завода.
Необходимо отметить, что практически весь флот Казахстана эксплуатируется в классе Российского морского регистра судоходства (РС), который располагает большим офисом в Актау (Казахстан).
«В настоящее время мы заканчиваем надзор в строительстве «Жiбек Жолы», и в классе Регистра появляется новое судно в эксплуатации», - пояснил генеральный директор РС Константин Пальников.
Напомним, кроме сухогрузов «Жібек Жолы» и «Атамекен», которые пополнят казахстанский флот в этом году, «KTZ ExpressShipping» ранее приобрела два сухогрузных судна дедвейтом 5 тыс. тонн для перевозки зерна, металлопродукции и других видов генеральных грузов, экспортируемых через порт Актау.
Сотрудничество, обреченное на успех
Между тем, потребность Казахстана в строительстве сухогрузного флота сохраняется. По словам Аскара Мамина, общее количество сухогрузов в Казахстане к 2020 году планируется довести до 20 единиц. Это обеспечит до 55% объема перевозок генеральных грузов на Каспии, экспортируемых через порт Актау.
«Интеграция России и Казахстана неизбежна и обречена на положительный результат, и спуск на воду судна «ЖiбекЖолы» является ярким примером такой интеграции», - отметил заместитель министра транспорта Российской Федерации - руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский.
Очевидно, что российские судоверфи могут быть задействованы в обеспечении судостроительных заказов Казахстана. По словам Виктора Олерского, потенциал российских верфей (частных заводов и верфей «Объединенной судостроительной корпорации», ОСК), которые способны и заинтересованы строить суда «река-море» и речные суда, оценивается порядка 35-50 единиц флота в год. Эта цифра зависит от инвестиционного климата в стране (так как это долгосрочные инвестиции) и от мер господдержки.
Справка:
Проект сухогруза RSD49 разработан ЗАО «Морское инженерное бюро-дизайн-СПб».
Уникальной особенностью судна является наличие большого среднего трюма длиной 52м, который позволяет перевозить в прямых рейсах Европа - Каспий негабаритные проектные грузы, что существенно влияет на совокупный экономический результат работы этих судов. Универсальный сухогруз может использоваться также для перевозки контейнеров как в трюмах, так и на крышках люковых закрытий.
Длина наибольшая - 139,95 м, ширина габаритная - 16,70 м, высота борта – 6м.
Вместимость грузовых трюмов - 10920 куб. м. Эксплуатационная скорость - 11,5 узлов. Дедвейт (в море / в реке) – 7143 тонн/4507 тонн (максимально возможный дедвейт для судов данного класса). Автономность плавания в море - 20 суток. Класс Российского Морского Регистра Судоходства: КМ Ice2 R2 AUT1-C.
Суда серии могут использоваться для транспортировки генеральных, навалочных, лесных, зерновых и крупногабаритных грузов, опасных грузов классов 1.4S, 2, 3, 4, 5, 6.1, 8, 9 МК МПОГ и Приложения В Кодекса ВС в Каспийском море, а также в Средиземном, Черном, Балтийском, Белом, Северном морях, включая рейсы вокруг Европы и в Ирландское море зимой.
Печатное издание