Автор: Елена Ткачева
«Озерный-202» вернулся к работе в марте 2016 года, и уже в апреле команда буксира пополнилась двумя курсантами Ростовского-на-Дону колледжа водного транспорта. Корреспондент «Российского судоходства» побывала на борту, когда буксир судоходной компании «Донречфлот» пришел с баржей на погрузку серой в Усть-Донецкий порт, и узнала, чем живет молодой экипаж под управлением опытного капитана.
В Усть-Донецком порту идет работа. На причалах грузят серу, карбамид и щебень. «Озерный-202» стоит вторым бортом, так что попасть на судно оказывается не так-то просто. Чтобы перемахнуть с баржи на баржу и спуститься по трапу, приходится преодолеть первоначальный страх и максимально сосредоточиться. Хорошо, что на барже терпеливо ждет и страхует старпом Михаил Николаевич Плужников. А на буксире уже приветственно машет рукой капитан Александр Алексеевич Закомолдин.
Сразу видно, кто главный на борту: капитан как радушный хозяин начинает знакомство с угощения, отказаться от которого нет никакой возможности. Сегодня на обед – гороховой суп, пюре с котлетами и компот на третье. Вообще на питание речники не жалуются, напротив, повар Светлана Мищенкова готовит вкусно и балует разнообразием блюд, даже домашняя выпечка на судне не редкость! Иногда и мужчины участвуют в приготовлении: когда случается хороший улов, в меню обязательно включается уха. «Настоящая уха, а не рыбный суп! — подчеркивает старпом и тут же поясняет. — Мы готовим только из свежей рыбы, никаких рыбных консервов».
Капитан Закомолдин продолжил семейную династию. Его отца, Алексея Хрисанфовича, коллеги коротко звали Христофором в честь знаменитого мореплавателя Колумба. Сначала он работал на пассажирских судах на Дальнем Востоке, а потом семья перебралась на юг, и отец трудился на буксирах-толкачах, был капитаном на известном экспериментальном ледоколе «Иван Вазов».
«Я тоже в детстве навещал его на судах и как-то привязался к флоту. Вот и пошел по стопам отца, что-то потянуло меня», — объясняет Александр Алексеевич. Поэтому пошел в Ростовское речное училище (РРУ), сначала обучился плаванию на внутренних водных путях, а потом освоил и морское судовождение. Работал на буксирах типа «ОТ» и «ОТА» и быстро рос по карьерной лестнице: капитаном стал в 25 лет.
Он шутит, что и сейчас в семье два капитана: сын Владимир тоже рано, в 26 лет, получил звание капитана полиции, отдав предпочтение не менее ответственной береговой профессии. Вместе с внуком Артёмом он, когда выдастся удобный момент, приезжает в гости на судно. Кем станет внучок, пока остается только гадать, но что-то ему машины пока интереснее теплоходов, признается Александр Алексеевич.
«Или писателем будет, воспоминания мои запишет, — шутит он и продолжает уже серьезно. — На «Озерном» пришлось поработать во всех ипостасях: и ледоколом, и аварийно-спасательным судно, и даже занимался проводкой военных объектов (подводных лодок) и плотов длиной более 700 м … Так что прошел большую школу, адреналина много было!».
Сейчас буксир водит баржи с серой и зерновыми на линиях «Усть-Донецк — порт Кавказ» и «Ростов-на-Дону — порт Кавказ». Ничего экстраординарного, но работы всем хватает!
В прошлом году на «Озерный-202» пришел старпом Михаил Николаевич Плужников. Его профессиональный путь начался со срочной службы на Тихоокеанском флоте. Потом уже в родном Таганроге в 1995 году стал матросом второго класса в порту, а вскоре перешел на ледокол «Капитан Мошкин». «Всю жизнь матросом тоже не хочется быть — поступил заочно учиться в РРУ на судоводителя. Так, проучившись 3,5 года, стал уже на ледоколе «Капитан Демидов» третьим помощником капитана», — объясняет Плужников.
В общей сложности Михаил Николаевич проработал 17 лет на ледоколах, на «Капитане Чудинове» вырос до старпома, а потом решил изменить свой трудовой путь и пришел работать в судоходную компанию «Донречфлот». «О своем выборе не жалею. Экипаж хороший, слаженный. Капитан опытный», — делится старпом.
Своим опытом командиры делятся с пришедшими на практику курсантами Ростовского-на-Дону колледжа водного транспорта — Юрием Куприяновым и Иваном Верягиным. Ребята проходят на «Озерном-202» штатную практику в должности матроса.
«Учатся, нареканий к ним нет. Теория есть теория, но пока практики, опыта не наберешься, специалистом не станешь. Теория хороша, когда подкреплена практикой, —убежден капитан Закомолдин. — Все командиры за ними следят. Объясняем, как нужно швартоваться, причаливать, управлять как рулевой, но без маневров, конечно. На маневры зову смотреть. Будет желание у человека, он всего добьется! Самому надо не лениться и трудности преодолевать».
Старпом Плужников подчеркивает, что на буксире безопасность на первом месте: «Самое главное – это безопасность! Все показываем, но контролируем, чтобы на швартовку надевали спасжилеты, на ногах — ботинки, никаких шлепок, на руках — перчатки. Смотрят механизмы на палубе и в машинном отделении, на лебедку доступ только у электромеханика, а в остальном все показываем. Брашпилем пользоваться должен каждый! Пока справляются».
ОАО «Донречфлот» давно и плодотворно сотрудничает с Ростовским-на-Дону колледжем водного транспорта, охотно принимает на практику его курсантов. «РКВТ стабильно направляет на практику на суда компании около 40 человек каждую навигацию. Хочу выразить благодарность директору колледжа Владимиру Юрьевичу Маевского, заместителю директора по учебно-производственной работе Александру Сергеевичу Мельситову и заведующему производственной практикой Яну Васильевичу Павлову за организованную работу и своевременное направление ребят на практику. При их непосредственном участии теплоходы компании смогли выйти в навигацию в запланированные сроки», — отметил директор по персоналу ОАО «Донречфлот» Вячеслав Широбоков.
Практиканты признаются, что пришли за знаниями, в том числе самого устройства судна. У Юрия Куприянова это уже не первая практика: в прошлом году он был на танкере. Закончив колледж, он планирует уйти служить в армию и в идеале остаться работать на военно-морском флоте. Иван Верягин закончил второй курс РКВТ и впервые оказался на судне, постепенно осваивается.
Парни признаются, что поначалу скучаешь по родным, но со временем привыкаешь. Интернет всегда есть, поэтому общаются в социальных сетях, смотрят фильмы. В свободное время даже удается почитать что-то из судовой библиотеки. Например, Юра читает Жюль Верна.
На вопрос, не боятся ли качки, все как один удивленно замолкают и пожимают плечами, шутят, что под нее спится лучше.
Ни у курсантов, ни у старпома, в роду моряков не было, но почему-то сделали ставку на флот. «Профессия чем не хороша? Она учит мужеству, закаляет, дает уверенность в себе», — объясняет Михаил Николаевич, он о своем выборе не жалеет.
Впереди у команды еще много месяцев напряженной работы, а для курсантов — и учебы на борту буксира. Загрузив баржу серой, «Озерный-202» уйдет в Ростов-на-Дону. Какой будет следующий рейс, еще неизвестно. Хочется верить, что у такого дружного экипажа этот и десятки других рейсов, вне зависимости от пункта назначения, будут счастливыми.
Справка
«Озерный-202» — буксир-толкач смешанного «река-море» плавания, предназначен для транспортировки барж. Класс судна — +М-ПР 2.5 (лед 40).Водоизмещение составляет 678 тонн, длина судна — 48,55 м, ширина — 9,62 м. Теплоход оснащен двумя силовыми установками мощностью 619 л.с. каждая. Судовладелец — ОАО «Донречфлот». Порт приписки — Ростов-на-Дону.
Буксир перевозит минеральные удобрения и зерновые грузы по маршруту «Усть-Донецкий порт — порт Кавказ». В зимний период задействуется как вспомогательный флот для доставки агентов, лоцманов, представителей контролирующих и надзорных органов на суда ОАО «Донречфлот».
Печатное издание