09.03.2016 11:25

Российская экзотика

Автор: Светлана Ставцева, RATA-news

Речные круизы по России представлены сейчас только программами по рекам европейской части страны. Полноценных путешествий по сибирским рекам, за исключением Лены, давно нет. Хотя регион очень привлекает российских и иностранных туристов. Это хорошо знают в компании «Ника», которая уже около 20 лет занимается круизами. Туроператор решил возродить некогда очень популярные речные маршруты по Оби, Иртышу, Енисею и Амуру. О том, как идет подготовка к первому сибирскому сезону, рассказывает руководитель московского подразделения компании «Ника» Светлана Тимонина.

- Когда и почему появилась идея круизов по России? Ведь «Ника» всегда специализировалась на зарубежных речных маршрутах.

- Мы действительно фрахтуем теплоходы на реках Европы, Азии, Африки, организуем русские группы, предлагаем только собственные программы. Но, в силу всем известных политических и экономических причин, поток россиян за рубеж, в том числе в круизы, заметно уменьшился. С другой стороны, поездив по миру, россияне вспомнили, а вернее, осознали, что живут в необычной, большой и интересной стране. Это своего рода отложенный спрос на поездки по России, подстегнутый обстоятельствами. Год назад мы стали искать альтернативы зарубежным круизам. И вот теперь в рамках нашего проекта «Русские просторы» предлагаем речные путешествия по Оби, Иртышу, Енисею и Амуру.

- Почему именно Сибирь?

- Потому, что круизов по Волге предлагают много, и они хорошо раскручены, этот сегмент рынка уже сложился. А у нас – экзотика. Поводом для раздумий стал один из профессиональных форумов по проблемам судоходства. Дискуссия проходила на фоне карты, где водные пути России были представлены только до Урала. Сибирские реки как бы вообще не существуют! Исполнительный директор нашей компании Михаил Корнышев был так этим потрясен, что вскоре сотрудники «Ники» отправились изучать круизные возможности Сибири и Дальнего Востока. Красота, которую мы там увидели, а главное, люди, с которыми познакомились и начали сотрудничать, решили исход дела. Просто невозможно было не организовать круизные программы по этим фантастическим рекам. Захотелось показать туристам ту Россию, которую большинство из них не знают, не видели.

- Легко ли быть первопроходцами?

- Легко – потому что мы уже очень хорошо знаем свое ремесло и можем многое сделать собственными силами. Имея опыт организации зарубежных круизов, понимаем, как создать хороший качественный продукт. И тяжело – из-за того, что создавать его нужно в реалиях региональных возможностей. Главная проблема – отсутствие флота. Мы провели огромную работу, «просеяли» множество теплоходов. К сожалению, большинство из них списаны, в живых осталось очень мало, да и те в основном выполняют социальные заказы по Енисею, Оби и Амуру, так как там немало мест, куда можно добраться только по реке. Тем не менее, нам удалось зафрахтовать три теплохода, на которых мы и будем отправлять в круизы своих туристов.

- Что это за суда?

- Самый вместительный – «Ремикс», проекта 305, постройки 1964 года. Теплоход изначально рассчитан был на 268 мест, но после полной реновации в 2009 году осталось всего 30 кают. Некоторые каюты оформлены в этностиле – «Африка», «Мексика», «Египет», «Китай», «Лондон». Есть царские апартаменты площадью 60 кв. метров, гранд-люксы, люксы. Есть размещение категории «комфорт» со всеми удобствами в номере, есть «эконом» с иллюминаторами и удобствами на палубе. Бюджетные варианты появились уже после реконструкции 2015-2016 годов в расчете на массового туриста. «Ремикс» в этом сезоне совершит десять круизов – восемь двухнедельных и два семидневных.

Теплоход «Куприян» построен в 2009 году, это единственное на Енисее судно vip-уровня: на 16 пассажиров – 16 членов экипажа. На борту восемь пассажирских кают класса люкс, полулюкс, комфорт. Фактически это частная яхта, но одновременно и очень мощный теплоход, оборудованный самой современной системой навигации, чтобы ходить по такой сложной реке как Енисей. Мы зафрахтовали его для продолжительных круизов в Центральной Сибири из Красноярска за Полярный круг – в Дудинку и Норильск.

Еще один теплоход – «Таежный», родился в Хабаровске как флагман судов проекта ОМ. После капитального ремонта в 2001 году стал круизным. Реновация 2015-2016 годов полностью изменила его интерьеры. Он будет ходить по Амуру. Сейчас на нем девять комфортабельных кают на верхней палубе, со всеми удобствами и даже с кондиционерами.

- Вы предлагаете круизы от четырех до 25 дней. Какие больше всего востребованы?

- Короткие маршруты рассчитаны исключительно на местный рынок, там они больше всего и востребованы. Но и на двухнедельные, маршруты у сибиряков также есть спрос. Например, хорошо продаются первые июньские рейсы из Новосибирска на «Ремиксе».
Жители европейской части страны, если уж выбираются так далеко, то предпочитают продолжительные маршруты. Основная наша аудитория – Москва, включая и постоянных клиентов, и партнеров-агентов. Чуть меньше Санкт-Петербург. Довольно активно ведут себя южные регионы. Первый раз мы заявили про сибирские круизы на прошлогодней выставке «Отдых», и уже тогда, например, Пятигорск проявил большой интерес. Сейчас заметно активизировался спрос в Калининграде.

- Как местный рынок реагирует на ваши цены? На мой взгляд, они, даже с учетом девальвации рубля, сопоставимы с европейскими круизами.

- Про короткие маршруты я бы так не сказала. Например, четырехдневный круиз «Поиски сибирского Грааля» по Оби из Новосибирска стоит 18,9 тыс. рублей. Пятидневный «Диалог Алтая и Сибири» – 23,9 тыс. рублей. Круизы «Невероятная Сибирь» на 12-14 дней в июне стоят от 69,9 тыс. рублей при размещении в двухместной каюте до 229,7 тыс. в апартаментах с выходом на променад. Правда, эта цена не включает авиаперелеты.

Почему-то считается, что российские круизы должны быть чуть ли не вдвое дешевле. Но любые речные путешествия – это технически емкий продукт, включающий обслуживание теплохода, работу экипажа, расходы на топливо. Он априори не может быть дешевым. К тому же наши круизы включают питание, экскурсии и трансферы, то есть от туристов не потребуется никаких доплат. Советские 10-дневные круизы по сибирским рекам, которые еще многие помнят, тоже дешевыми не были. И далеко не все могли себе их позволить за полную стоимость, которая составляла около 300 рублей, то есть несколько среднестатистических зарплат. Например, 10-дневный круиз Москва – Астрахань – Москва в двухместной каюте на шлюпочной палубе в 80-е годы стоил 440 рублей. Людям кажется, что было дешевле, чем сейчас, потому что тогда за них доплачивали профсоюзы.

- Что можете сказать о состоянии продаж?

- Первые круизы сезона продаются хорошо. Пятидневная программа «Диалог Алтая и Сибири» на «Ремиксе» с 10 июня наполовину продана. Проданы два восьмидневных круиза на «Куприяне» с 8 июля из Красноярска в Дудинку. На некоторые рейсы всех трех теплоходов мы выставили специальные цены для пенсионеров и молодоженов. Наши постоянные клиенты оценили новые предложения: маршруты уникальные, есть возможность и природой полюбоваться, и городами, и историческими достопримечательностями. Если отправиться на «Таежном» из Хабаровска, то можно увидеть не только девственные места по берегам, но и древние наскальные рисунки, пообщаться с представителями редких народностей, а также посетить знаменитый авиазавод «Сухой».

В круизе из Новосибирска в Салехард туристы проходят сразу несколько климатических зон – тайгу, лесотундру, тундру и, наконец, Северный полярный круг. Для многих тайга или тундра – настоящая экзотика. А круиз – единственный способ побывать в этих местах в условиях привычного комфорта. В путешествии по Енисею из Красноярска в Дудинку и обратно туристы встречаются со староверами, с жителями села Бахта, известного многим по фильму «Счастливые люди», посещают музей вечной мерзлоты в Игарке. Еще мы организуем посещение Красноярской ГЭС с осмотром работающей турбины и подъемом на гребень.

- Кстати, на вашем сайте есть описание круиза из Красноярска с «перебрасыванием» теплохода на судоподъемнике. Что бы это значило?

- Дело в том, что плотина Красноярской ГЭС перегораживает Енисей. Чтобы суда могли переходить через плотину, построен единственный в России судоподъемник высотой с пятиэтажный дом. Это такая гигантская емкость, что-то вроде миски. Она забирает теплоход и, двигаясь по самой широкой рельсовой колее в мире – 9 метров, поднимает его за полтора часа на высоту 30-этажного дома! Затем разворачивается и опускает теплоход в Красноярское море. Зрелище абсолютно фантастическое. Понятно, пассажиров в это время на теплоходе нет, они все это наблюдают с высоты плотины. Сибирские круизы хороши как раз тем, что впечатления от таких грандиозных рукотворных чудес сменяются вполне себе умиротворяющими, почти пасторальными картинками. Теплоходы останавливаются в небольших деревеньках и в тихих безлюдных местах, где можно пособирать грибы, ягоды, порыбачить, искупаться в реке или просто отдохнуть.

- Планируете ли работать с зарубежными туристами?

- Мы уже работаем. Интерес большой – и маршруты, и цены кажутся нашим зарубежным партнерам привлекательными. Англичане даже спросили – почему так дешево? Основная аудитория – европейцы, прежде всего, немцы, скандинавы. Но речь идет уже о сезоне-2017, ведь иностранцы все планируют сильно заранее. Так что сейчас основная наша забота – россияне.

 

Печатное издание