Автор: Маргарита Малышева
Судьба одного из старейших судоходных предприятий России – Ленского объединенного речного пароходства (ЛОРП) – определилась окончательно после того, как было принято решение передать пакет акций, принадлежащий государству, в собственность Республики Саха (Якутия).
Этот шаг был сделан по инициативе правительства республики, в частности, ее президента Егора Борисова, встретившегося в мае 2011 года с Президентом России Дмитрием Медведевым, а в июле – с министром транспорта Игорем Левитиным. Москва согласилась в доводами региональных властей, опасавшихся, что пароходство, 51% акций которого принадлежит государству, в результате продажи окажется без уникального флота «река-море». Именно этот флот является основным видом транспорта в республике.
Финансовое положение ЛОРПа к концу 2010 года было настолько плохим, что специалисты не скрывали: спасти предприятие могли только радикальные меры вроде приватизации пароходства. Например, руководитель Росморречфлота Александр Давыденко, выступая на конференции "Водяные сообщения", прошедшей в октябре прошлого года в рамках IV международного форума "Транспорт России", прямо заявил: «Мы предлагаем продать государственные пакеты, сделать частным это предприятие. Тогда оно начнет работать. Это самое главное».
ЛОРП является единственным перевозчиком в регионе, способным обеспечить северный завоз, без которого Якутия, а также Чукотка, север Красноярского края, Иркутская и Магаданская области, выжить не смогут. Эта огромная территория, занимающая одну пятую часть России, связана разветвленной сетью водных путей. Поэтому флот Ленского пароходства, доставляющий в районы приисков и горнодобывающих комбинатов все стратегически важные грузы – начиная от топливно-энергетических ресурсов и продукции производственно-технического назначения до товаров народного потребления – обеспечивает нормальное функционирование промышленности региона. Вот почему правительство, рассматривая ситуацию в ЛОРПе, учитывало не только финансовые аспекты, но и социально-политические.
В настоящий момент Якутии принадлежит 25,5% акций ЛОРП. Такую же долю республика получит от Росимущества, передающего ей федеральную долю собственности предприятия с тем расчетом, чтобы контрольный пакет остался за государством.
Консолидировав акции, правительство Якутии намерено продолжить финансовое оздоровление предприятия, начатое в начале 2011 года путем привлечения долгосрочного кредита в размере 2 млрд. руб. Средства предоставил «Внешторгбанк» (ВТБ), которому Якутия выдала государственные гарантии под этот кредит. Средства направлены на реструктуризацию долгов.
Кроме того, с целью финансового оздоровления компании была пересмотрена тарифная политика на 2011 год, в соответствии с которой тарифы на перевозки были разделены на морские направления и центральные. Стоимость перевозок в центральном направлении осталась на прежнем уровне, а тарифы на морские перевозки были увеличены, исходя из больших расходов компании при работе с крупнотоннажными судами типа «река-море» и ледоколами.
Сохранение контроля над стратегически важным пароходством будет стоит Якутии и других затрат, таких, например, как предоставление ЛОРП налоговых льгот по налогу на имущество и части налогов на прибыль, выделение бюджетного кредита на межнавигационный период, возмещения части стоимости затрат на уплату процентов по долгосрочному кредиту и предоставления государственной гарантии, и т.д.
Но пароходство того стоит, считают в правительстве Якутии.