Автор: Надежда Малышева
Законодательная база на внутренних водных путях (ВВП) страны достаточна для того, чтобы не допустить повторения катастрофы, произошедшей с теплоходом «Булгария». Но законы нужно безоговорочно выполнять, а для этого судоходному сообществу потребуется повысить свою ответственность. Одним из путей может стать отраслевое саморегулирование. И это решение поддерживает Министерство транспорта России, заявляя о возможности передачи СРО части функций по контролю за безопасностью на флоте.
«С нормативной базой на внутренних водных путях (ВВП) Российской Федерации все в порядке, весь вопрос в низкой социальной ответственности бизнеса», - заявил в ходе совместного заседания Общественного совета министерства транспорта Российской Федерации и Общественного совета при Федеральном агентстве морского и речного транспорта (Росморречфлот) 20 июля 2011 года президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) Роман Троценко. Достаточной нормативную базу считает и президент саморегулируемой организации (СРО) «Ассоциация судоходных компаний» (АСК) Алексей Клявин: «Дырок» в законе нет. Это судовладелец нарушил закон, выйдя в рейс без лицензии». Министр транспорта России Игорь Левитин поддержал высказывания отраслевых экспертов: «Это случай с недобросовестной компанией, не имеющей лицензии. И мы должны сделать так, чтобы недобросовестный бизнес не попадал на инфраструктуру судоходного пути».
Напомним, что 10 июля на акватории Куйбышевского водохранилища затонул пассажирский теплоход «Булгария» с более, чем 200 пассажирами на борту. Впоследствии выяснилось, что арендатор судна не имел лицензии на осуществление пассажирских перевозок.
Роман Троценко считает, что «система безопасности на речном транспорте в России – одна из лучших в мире». Однако сегодня бизнес ведут более 1000 судоходных компаний, среди которых не все соблюдают установленные законом требования. Среди мер по решению данной проблемы Троценко назвал консолидацию бизнеса в части осуществления речных пассажирских перевозок (только крупным пароходствам, считает он, под силу содержать квалифицированных специалистов в области безопасности) и переход к отраслевому саморегулированию.
Идею саморегулирования на водном транспорте поддержал генеральный директор ОАО «Совфрахт» Дмитрий Пурим, который также предложил рассмотреть вопрос о запрете передачи в аренду судна без экипажа.
Важной меру по усилению роли СРО в судоходстве признал член Общественного совета Минтранса, председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы, адвокат Анатолий Кучерена. «Когда вопросы безопасности решает сама корпорация, она может влиять на ситуацию», - сказал он.
По словам Алексея Клявина, сегодня АСК обсуждает вопрос о введении на судах внутреннего водного транспорта «Системы управления безопасностью» (СУБ). Она будет предложена Минтрансу с целью наделения СРО правом самостоятельно устанавливать СУБ и контролировать ее эффективность.
Президент АСК также отметил, что вопрос обновления речного флота по-прежнему остается одним из наиболее актуальных для безопасности судоходства. Он подчеркнул, что в числе важнейших шагов со стороны государства стало внесение Правительством в Госдуму принятие депутатами в первом чтении законопроекта о поддержке отечественного судостроения и судоходства. Но для его эффективного применения потребуется принять ряд дополнительных мер, в том числе обеспечить в навигационный период нормальные глубины на всем протяжении Единой глубоководной системы России (это избавит судовладельцев от необходимости не догружать флот на 25-30%).
Также важнейшей мерой повышения безопасности судоходства, по мнению АСК, является введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков. Соответствующий законопроект в первом чтении принят Госдумой в ноябре 2010 года. «Мы будем просить депутатов рассмотреть закон во втором чтении в сентябре текущего года», - заявил Игорь Левитин. «Думаю, правильно будет ввести страховую гарантию за каждого пассажира в 2 млн рублей», - добавил министр.