20.05.2011 11:56

Навигация под надзором

Автор: Надежда Малышева

С открытием навигации на большинстве российских рек, в информационных сообщениях о транспортных происшествиях снова стал фигурировать российский речной флот. О том, какие меры по предупреждению роста аварийности на морском и речном транспорте принимает государство, «Российскому судоходству» рассказали в Госморречнадзоре.

По статистике надзорного ведомства, прошлый год показал почти двукратное  (в 1,7 раза) повышение числа транспортных происшествий. При этом на морском транспорте количество аварийных случаев увеличилось в 1,8 раза  до 57 аварийных случаев. На речном транспорте ситуацию едва ли можно назвать более благоприятной – рост количество транспортных происшествий за 2010 год составил 160% (109 случаев против 68 годом ранее). При этом период речной навигации длится всего полгода.

 

Среди основных причин роста числа аварийных случаев на водном транспорте руководитель Госморречнадзора Владимир Попов называет сознательное нарушение судовладельцами и капитанами судов установленных ограничений по районам плавания, низкую  квалификацию членов экипажей судов, особенно экипажей судов смешанного (река-море) плавания. Кроме того, он обращает внимание на невыполнение своих обязанностей по обеспечению безопасности мореплавания со стороны берегового персонала судоходных организаций. Большое влияние на безопасность судоходства, по его мнению, оказывают ошибки операторов СУДС и лоцманов.

 

Поэтому, уверен собеседник «Российского судоходства», «важнейшей  составляющей  в профилактике аварийности является совершенствование работы надзорного органа».         В целях повышения качества контрольно-надзорной деятельности в первом квартале 2011 года  территориальными управлениями были разработаны и в установленном прядке доведены до судовладельцев и иных заинтересованных лиц «Особенности движения и стоянки судов в бассейнах».  Кроме того, в марте 2011 года в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта состоялось совместное с Комитетом безопасности мореплавания Союза Российских судовладельцев (СОРОСС) заседание на тему «О состоянии обеспечения безопасности мореплавания в Российской Федерации по итогам 2010 года и мерах по профилактике аварийности на флоте».  По итогам Заседания был принят ряд рекомендаций по повышению безопасности мореплавания.

В 2011 году существенно активизировалось такое направление профилактической работы в деле по предупреждению аварийности на морском и внутреннем водном транспорте, как выдача предписаний об устранении нарушений и несоответствий требованиям в области безопасности судоходства и мореплавания. В первом квартале 2011 года число выданных предписаний возросло по сравнению с тем же периодом прошлого года почти в два раза. На 60% возросло количество протоколов, составленных территориальными управлениями государственного морского и речного надзора по статьям Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации, вынесение решений по которым возложено на органы Ространснадзора.

«В территориальных органах государственного морского и речного надзора последовательно нарабатываются и закрепляются навыки административно-судебной практики», - рассказал Владимир Попов. Так, если в первом квартале 2010 года судами удовлетворялось менее 45 % протоколов о привлечении к административной ответственности, то в первой квартале текущего года положительные решения были приняты более чем по 60 %  направленным в суды протоколам.  

В целом органами государственного морского и речного надзора в первом квартале 2011 года оформлено около 150 протоколов о привлечении к административной ответственности, в то время как за аналогичный период 2010 года таких протоколов было оформлено немногим более 100.

Как результат, сумма штрафов, наложенных судами и органами государственного морского и речного надзора за административные правонарушения в области морского и внутреннего водного транспорта, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла на 50 процентов  и составила 920 тысяч рублей против 468 тысяч за первый квартал 2010 года.

В 2011 году началась реализация Комплексной программы «Обеспечение безопасности населения на транспорте в части оснащения территориальных подразделений Ространснадзора транспортными средствами (патрульными судами) для обеспечения реализации контрольно-надзорных функций. Уже в текущем году территориальные управления государственного морского и речного надзора получат 8 современных патрульных катеров различных типов, что позволит существенно повысить мобильность сотрудников.

Новый закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», полностью вступает в силу с 03 ноября 2011 года, однако отдельные его части (части 1 - 13 статьи 19) вступают в силу уже с 1 июля 2011 года. Закон наделяет должностные лица государственного надзора большими полномочиями, однако одновременно усиливает и их ответственность.

«Все изложенное позволяет выразить уверенность, что сотрудники органов государственного морского и речного надзора в навигацию 2011 года достойно выполнят возложенные на них задачи, не создавая при этом излишних бюрократических препятствий судоходным компаниям, капитанам и экипажам судов, стивидорам. Со своей стороны хочется надеяться, что и судоходные компании,  капитаны и экипажи судов, а также стивидорные компании в навигацию 2011 года тоже приложат все усилия для обеспечения безаварийной работы на море и внутренних водных путях Российской Федерации», - сказал Владимир Попов.

Печатное издание