13.01.2014 18:02

Навигация была напряженной

Автор:

Предварительные итоги речной навигации 2013 года показали рост объемов перевозки грузов судами загранплавания при небольшом снижении общего объема  грузоперевозок по внутренним водным путям (ВВП) России. При этом навигация ушедшего года была напряженной.


За навигацию  2013 г. перевозки грузов по России речным транспортом составили  более 133 млн. тонн. Из них каботажные перевозки – почти 104 млн. тонн, перевозки судами загранплавания  - более 28  млн. тонн.


В 2013 году наблюдается сокращение перевозок всеми видами транспорта, по экспертным оценкам падение составит порядка 3%, очевидно, что причиной этого являются стагнационные процессы в российской экономике. Сокращение речных перевозок в каботаже по предварительным оценкам составит порядка  8%. Так, в частности, значительно сократились потребности строительного сектора в грузах, перевозимых речным транспортом; скорректированы программы освоения месторождений полезных ископаемых в районах рек Обь и Иртыш.


Однако аналитики отмечают 12%-ный рост грузоперевозок по Волго-Донскому судоходному каналу. Здесь за прошедшую навигацию было перевезено 12,7 млн тонн груза различной номенклатуры, что является самым высоким показателем с 1983 года.


Вместе с тем, за отчетный период на 4% увеличились объемы  заграничных грузоперевозок,  при том, что Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы уже работают на пределе своей пропускной способности. По оценкам судоходных компаний, в следующую навигацию объемы экспортных грузов, перевозимых по ВВП, могут вырасти еще на 5 млн. тонн.


Состояние внутренних водных путей (ВВП)


Протяженность ВВП Российской Федерации в настоящее время составляет  более 101 тыс. км. По данным Росморречфлота, протяженность путей с гарантированными габаритами судовых ходов в навигацию 2013 года составила 48,9 тыс. км.

 

Несмотря на все усилия бассейновых администраций обеспечить максимально комфортные для судоходства условия, во многих регионах в прошедшем году погода  «диктовала свои условия». Из-за продолжительных ледовых явлений навигация началась позднее плановых сроков  в Волжском, Камском, Московском, Волго-Балтийском, Беломоро-Онежском, Северо-Двинском, Обь-Иртышском, Ленском и Амурском бассейнах, а также на озере Байкал.


Навигация 2013 года характеризовалась еще и маловодностью многих судоходных рек.


Так, в Ленском бассейне наблюдалась низкая водность - на участке р. Лена от Усть-Кута до устья р. Витим из-за низкой водности глубины в лимитирующих перекатах снижались на 70 см.


Завоз грузов на р. Индигирка также проходил в сложных, практически экстремальных судоходных условиях. Из-за интенсивного воздействия сгонных ветров судоходные глубины колебались от 90 от 180 см..


В результате паводка на Амуре произошло переформирование русла, и уменьшились габариты судовых ходов на затруднительных участках Среднего и Нижнего Амура. Часть береговых навигационных знаков была затоплена, но они будут восстановлены к  навигационному периоду 2014 года.


Благодаря слаженной работе  Росморречфлота, Азово-Донского ГВБУВПиС,  Росводресурсов, Управления водных ресурсов Ростовской области и Национальной палаты судоходства удалось организовать  рациональное использование  водных ресурсов Цимлянского водохранилища. В результате,  грузовые суда в течение всей навигации шли по реке Дон с оптимальной загрузкой, что позволило увеличить объем транзитных перевозок на 1,3 млн. тонн с ростом к 2012 году на 10%.


Росморречфлот в ряде речных бассейнов продлил навигацию-2013: на Волго-Балте - на 5 дней, в Московском бассейне – на 6 дней, на ВДСК – на 9 дней, в  Азово-Донском бассейне – на10 дней.


Безопасность – прежде всего


Росморречфлот сообщает, что в 2013 году принят ряд мер по повышению уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) на ВВП страны. Так число СГТС с нормальным уровнем безопасности увеличилось за прошедший год на 5% и достигло 82.


В навигацию 2013 года было произведено 267,6 тыс. шлюзований, прошлюзовано 422,8 тыс. единиц флота, что больше показателей 2012 года на 2,7% и 1,5%  соответственно. Наибольшее количество шлюзований произведено в ФБУ «Администрация «Волго-Дон» и ФГУП «Канал имени Москвы».


Обновление  флота


За 2013 год в России было построено и сдано в эксплуатацию более 20 новых судов. Многие из них строились по проектам Морского Инженерного Бюро.


Так на «Невском судостроительно-судоремонтном заводе» (Ленинградская область) для Госморспасслужбы России 2 многофункциональных аварийно-спасательных судна неограниченного района плавания мощностью 4 МВт с арктическим ледовым классом Arc 5. Здесь же в 2013 году было построено 5 многоцелевых сухогрузных судов проекта RSD49 (серия «Нева-Лидер») для ОАО «Северо-Западное пароходство».


Новые «сверхполные» серийные танкеры-продуктовозы построены в Нижегородской области для судоходной компании «В.Ф.Танкер»: 7 судов на Окской судоверфи и 1 на заводе «Красное Сормово».


Для ОАО «Московское речное пароходство» на «Верфи братьев Нобель» (г. Рыбинск, Ярославской обл.) построен танкер-продуктовоз проекта RST25. Еще два танкера данного проекта для компании «Татнефть» построены в 2013 году на Зеленодольском заводе  им. Горького (Татарстан).


ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» (Нижегородская обл.) в прошедшем году построил по заказу ФКУ «Речводпуть» два многофункциональных обстановочных судна для внутренних водный путей России.


Кроме того, Морское Инженерное Бюро по заказу Росморречфлота разработало проекты пассажирских и грузопассажирских судов для Дальнего Востока, Черного моря, внутренних водных путей Российской Федерации. Особое место занимает социально значимый проект автомобильно-железнодорожно-пассажирского парома ледокольного типа неограниченного района плавания нового поколения для линии Ванино-Холмск проекта CNF11CPD. Защита этого проекта состоялась 31 октября 2013 года в Федеральном агентстве морского и речного транспорта на заседании Экспертного совета. Экспертный совет одобрил технический проект парома нового поколения к строительству.

Печатное издание