26.11.2013 11:15

Виктор Олерский: «Природоохранные технологии не должны снижать конкурентной способности портов и морского транспорта»

Автор:

 

В Лондоне открылась 28-я регулярная сессия Ассамблеи Международной морской организации (International Maritime Organisation (IMO) на уровне министров транспорта, которая проводится  один раз в два года. С докладом от России сегодня, 26 ноября, выступил заместитель министра транспорта Виктор Олерский. «Российское судоходство» публикует основные тезисы этого выступления.

- Для меня большая честь выступить перед вами и поделиться нашей оценкой проделанной работы ИМО и будущих задач, стоящих перед Организацией.

1. Морская политика Российской Федерации всегда исходила из постулата о том, что морской транспорт по своей природе носит глобальный характер, и регулирование этой деятельности должно производиться глобальными мерами и процедурами, которые разрабатываются признанными международными институтами, важнейшим из которых является Международная морская организация. За годы своего существования ИМО приняла широкий спектр международных документов по повышению безопасности морского судоходства и смягчению негативных последствий его воздействия на экологию. Нельзя переоценить роль конвенций ИМО для международного судоходства, так как они создают единое правовое пространство и препятствуют региональным тенденциям, которые в значительной степени затрудняют международную торговлю и создают большие неудобства для судовой индустрии.

2. ИМО имеет значительную историю, и доказала свою состоятельность. Однако изменяющиеся условия работы морского транспорта, появление новой техники и технологий ставят перед нами новые задачи и требуют новых подходов в регулятивной работе. Мы приветствуем инициативы Генерального секретаря организации по пересмотру структуры подкомитеов ИМО и надеемся что ассамблея согласится с предложенной реструктуризацией. Новая структура, на наш взгляд, будет способствовать более эффективной работе по совершенствованию правил обеспечении я безопасности мореплавания.

3. Российская Федерация разделяет озабоченность международного сообщества в связи с актами пиратства и вооруженного разбоя у побережья Сомали и в других районах Мирового океана и вносит свой немалый вклад в борьбу с современными флибустьерами. Усилия ИМО на этом направлении особенно приветствуются. В частности, положительный эффект имели руководства ИМО по размещению на судах персонала частных охранных компаний, активно велось техническое сотрудничество со странами Сомалийского бассейна. Несмотря на снижение в последнее время пиратской деятельности, ИМО следует держать этот вопрос в поле постоянного внимания. К сожалению не только пираты совершают противоправные действия против судов и судоходства. Под благовидными предлогами охраны окружающей среды некоторые организации применяют насильственные методы в отношении судов и морских платформ. Полагаем что в рамках Кодекса ОСПС и антипиратских мер ИМО должна обратить внимание и на такие новые угрозы судоходству.

4. Сегодня ИМО справедливо проявляет растущую обеспокоенность в отношении сохранения окружающей нас среды. Проводимая в последние годы работа в области окружающей среды охватывает многочисленные вопросы – от качества атмосферы до экологически рациональной утилизации судов. Учитывая озабоченность мирового сообщества в отношении изменения климата, Российская Федерация поддерживает дальнейшую разработку технических требований и правил по ограничению выбросов парниковых газов с судов. Вместе с тем считаем, что вновь принимаемые меры регулирования должны быть рациональными, простыми, прозрачными, экономически обоснованными, применяемыми к судам, независимо от флага. Мы поддерживаем работу ИМО, направленную на снижение окислов азота в выхлопах судовых двигателей и введение стандартов Уровня III по выбросам окислов азота c судов. Однако, технологии для их внедрения должны быть достаточными и приемлемыми на международном уровне. Технологии должны обеспечивать эффективную нейтрализацию окислов азота во всем интервале работы судового двигателя и не приводить к образованию большого количества побочных продуктов, содержание которых в выбросах уже регламентируется документами организации; не снижать конкурентной способности портов и морского транспорта в целом; требовать разумных капитальных и эксплуатационных затрат на осуществление технологии. Мы приветствуем решение Комитета по защите окружающей среды по более тщательному анализу имеющихся технологий до вступления в силу обязательных требований.

5. На наш взгляд, повышенное внимание следует уделять сохранению окружающей природной среды в таких чувствительных районах Мирового океана, как Арктика и Антарктика. Примечателен и тот факт, что Генеральный секретарь ИМО лично участвовал в плавании в Арктике, чтобы своими глазами увидеть особенности навигации по Северному морскому пути. В последние годы все чаще стали осуществляться коммерческие рейсы в труднодоступных ранее районах Арктики и прежде всего на Северном морском пути. Россия, являясь прибрежным государством для Северного морского пути, предпринимает все необходимые меры по обеспечению безопасного плавания по нему, в том числе крупнотоннажных судов.

В 2012 г. в России принят закон о государственном регулировании торгового мореплавания в акватории Северного морского пути. В этом году введены новые Правила плавания в акватории Северного морского пути, учреждена Администрация Северного морского пути, осуществляется большая программа обновления ледокольного флота, в том числе с атомной энергетической установкой, за счет средств федерального бюджета.

Россия приветствует усилия ИМО по установлению универсальных правил плавания в полярных водах посредством принятия Полярного кодекса. Мы обладаем уникальным опытом арктического судоходства и готовы поделиться этим опытом при разработке международных документов. Очевидно, что в силу особого положения прибрежного государства, за ним должно оставаться право установления особых требований к судам при их плавании в прибрежных арктических водах, как это предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву.

Особое внимание заслуживает и вопрос ледокольного обеспечения безопасности судоходства в водах, покрытых льдом. По нашему мнению вопросы ледокольного сопровождения плавания судов в полярных водах должны найти достаточное отражение в разрабатываемом Полярном Кодексе.

6. Россия разделяет ответственность за глобальное обеспечение безопасности мореплавания. Одна из мер в решении этой задачи – качественный флот под своим флагом. По результатам государственного портового контроля в морских портах мира Россия во всех регионах находится в белых списках.

Россия является стороной всех вступивших в силу обязательных документов ИМО. Россия обладает самой протяженной морской береговой линией в мире. Российские морские порты находятся на побережье трех океанов. Более 60% внешнеторговых грузов России перевозится морским транспортом. Таким образом, Россия была и остается одной из самых заинтересованных морских стран мира. Пользуясь случаем хочу призвать участников ассамблеи проголосовать за Российскую Федерацию на выборах в Совет ИМО в категории А.

В заключении разрешите пожелать 28-ой сессии Ассамблеи ИМО успешной и плодотворной работы и принятия решений, способствующих безопасной работе морского транспорта.

Печатное издание