Автор:
Великая Отечественная война внесла серьезные коррективы в работу флота Доно-Кубанского пароходства. Интересная героическая судьба ждала ледокольный буксир «Фанагория».
Буксир был построен на Николаевском судостроительном заводе в 1903 году и приписан к ростовскому порту. В годы революции и Гражданской войны «Фанагория», вооруженная тремя 75-милиметровыми орудиями, принимала участие во многих боевых операциях в составе Азовской флотилии.
Нападение фашистской Германии на Советский союз и приближение фронта боевых действий к Дону радикально изменили условия судоходства и эксплуатации речного транспорта в бассейне. Прежде всего, необходимо было наиболее эффективно использовать для военных целей имевшиеся тогда в пароходстве суда: 175 единиц самоходных судов, 110 газоходов и мотокатеров, 320 единиц несамоходного и более 100 единиц служебно-вспомогательного и технического флота. Часть флота была передана Азовской военной флотилии и Черноморскому морскому пароходству для участия в боевых действиях, оставшиеся суда задействовали для эвакуации населения.
Непростая участь ждала «Фанагорию» в годы Великой Отечественной войны: ей предстояло дважды быть потопленной, чтобы потом, как птица-феникс, возродиться и продолжить несение трудовой вахты.
В первый раз ледовый буксир был потоплен в ноябре 1941 года фашистами при отступлении, но уже в декабре его подняли и отремонтировали. Позже «Фанагория» участвовала в восстановлении наплавного моста через Дон в районе Буденновского проспекта, а также в ремонте железнодорожного моста. Ранней весной 1942 года буксир защищал от напора льда во время сильного ледохода восстановленные переправы и опоры железнодорожного моста.
В конце июля 1942 года во второй раз немцы заняли Ростов. Заблаговременно командование Сталинградского фронта специальным приказом обязало пароходство «не допустить ни одного случая захвата противником пароходов в исправном состоянии». Приказ был выполнен четко: ни одно исправное судно не досталось врагу. «Фанагория» не успела выйти в Азовское море, и тогда неподалеку от хутора Донского пришлось затопить буксир уже во второй раз.
Потери флота в этот год были значительны: пароходство на Дону и Кубани потеряло 24 самоходных и 46 несамоходных судов. Кроме того, сами экипажи были вынуждены затопить или вывести из строя 63 самоходных и 102 несамоходных судна.
Освобождение Ростова-на-Дону от фашистов войсками Южного фронта состоялось 14 февраля 1943 года. Вслед за войсками на Дон и Кубань возвращались речники. От прежнего хозяйства пароходства почти ничего не осталось. В феврале было организовано Доно-Кубанское военно-восстановительное управление, которое вплоть до апреля 1945 года было координирующим и руководящим звеном народного хозяйства по восстановлению всего, что было уничтожено и разрушено захватчиками.
В трудных зимних условиях 1943 года начинались судоподъемные работы на Дону. Недоставало водолазного снаряжения и необходимого оборудования. Несмотря на это, судоподъемные группы НКРФ и отрядов РАСУ НКВМФ при участии речников Дона и Кубани за 1943 год подняли 84 самоходных и 110 несамоходных судов.
В апреле 1943 года приступили и к подъему «Фанагории», но для этого необходим был плавучий кран, затопленный в районе Колузаева. Этот плавкран № 285 был поднят в первую очередь, а затем с его помощью подняли и затопленный ледокольный буксир «Фанагория».
Приведенный в рабочее состояние ледовый буксир в декабре 1943 года передали Азовской военной флотилии. В ее составе под непрерывными бомбежками и артобстрелами противника «Фанагория» с грузами для фронта совершала рейсы в Мариуполь, Ейск, Таганрог, Бердянск, Темрюк. Под огнем противника она водила баржи с боеприпасами через Керченский пролив. Экипаж с честью справился с этим ответственным заданием, за что получил благодарность командования Азовской военной флотилии.
В послевоенные годы ледокольный буксир «Фанагория» продолжал трудиться в Ростовском речном порту, занимаясь буксировкой барж с грузами для нужд народного хозяйства.
Славное имя «Фанагории» не было забыто. Сегодня в морском порту Ростов-на-Дону одноименный портовый ледокольный буксир Азовского филиала ФГУП «Росморпорт».