Автор:
Ситуация в Архангельском траловом флоте (АТФ), так и не дождавшемся приватизации и обещанных на модернизацию денег, вызывает большую озабоченность у специалистов отрасли. Эксперт Института региональных проблем Иван Осипов рассказал «Российскому судоходству», с какими проблемами столкнулись архангелогородцы.
- Выходить в море морякам АТФ не на чем, а скоро, видимо, будет и некому. На сегодняшний день Архангельский траловый флот не способен использовать значительную часть имеющихся судов по причине их слабой технической оснащенности. Как заявляют в руководстве предприятия, простой судов объясняется отсутствием рентабельных квот для технически устаревших судов. На полную мощь используются ресурсы, пожалуй, лишь траулера «Капитан Кравченко». А ведь по большему счету для дальнейшего развития флота не требуется ничего фантастического. Модернизация хотя бы нескольких судов и минизавода по переработке рыбы решила бы сразу многие проблемы.
Но денег на ремонт «ветеранов», не говоря уже о покупке новых судов, по-прежнему нет. Несмотря на то, что АТФ закончил 2012 год с прибылью, превышающей 50 млн. рублей, все уходит на погашение ранее взятых кредитов. Только в текущем году Архангельский траловый флот должен погасить 300-миллионный кредит. Затянувшийся период вынужденного простоя уже заставил руководство предприятия решение о сокращении персонала привел для того, чтобы сохранить большую часть флота. Сокращение – мера непопулярная. Но иного выхода не оставалось: уволенным сотрудникам работать было негде и не на чем.
А между тем региональный бюджет теряет доходы. Фонд «Петербургская политика», оценив социально-политические события марта, и вовсе назвал Архангельскую область регионом со слабой устойчивостью. По данным Фонда, менее устойчивыми регионами оказались только Удмуртия и Хабаровский край. Одним из решающих факторов низкой оценки стали проблемы, с которыми столкнулась рыбодобывающая отрасль региона.
Правительство области считает, что проблемы флота, а вместе с ним и горячие социальные вопросы будут решены в ходе предстоящей приватизации предприятия. Однако ожидание конкурса, по которому уже принято стратегическое решение правительства, длится не первый год. Как результат, инвесторы не могут вложить свои средства в развитие АТФ.
Сейчас на приватизацию АТФ претендуют сразу несколько сильных игроков рыбного рынка, получивших разрешение ФАС: ОАО «Группа компаний «Русское море», ЗАО «Русская рыбная компания», ООО «Робинзон», ООО «Вирма» (ООО «Северо-западная рыбопромышленная компания»), Мурманский рыбоперерабатывающий комбинат и ООО «ЮСП Северные инвестиции», за которыми согласно информации СМИ, стоит руководство ОАО «АТФ». Последней разрешение ФАС получила компания «Меридиан» (основной акционер – инвестиционная компания «СОЮЗПРОМ»), которая производит продукцию из рыбы и морепродуктов, поставляя ее в торговые сети по всей стране и никакого отношения к рыбодобыче, в отличие от компаний «Робинзон», «Вирма», «Мурманский рыбкомбинат» и «Русское море», не имеющая.
По последним данным, полученным Институтом региональных проблем в Росимуществе, приватизация все-таки будет объявлена в июле этого года, а осенью состоится сам конкурс по приобретению 100% акций ОАО «Архангельский траловый флот». Эксперты рынка куда менее оптимистичны. По их оценкам, приватизация АТФ, которая должна была состояться до конца 2012 года, может быть отодвинута на конец года текущего. В каком состоянии новый собственник примет траловый флот – остается только гадать.