Автор: Маргарита Малышева, фото автора
ЛУЧШИЕ ЛЮДИ ОТРАСЛИ
Ледовая навигация на Финском заливе нынешней зимой к середине января остается относительно спокойной, особенно на фоне чрезвычайно тяжелой обстановки двухлетней давности. Тогда, зимой в 2010-2011 годах во льдах на Балтике застревали и торговые караваны, и пассажирские паромы. Штаб ледовых операций не справлялся с проводками. Сегодня ситуация не выходит за рамки штатной, и хотя «Росморпорт» объявил, что в навигацию 2012-2013 годов в российской части Финского залива запланирована работа 15 ледоколов, в том числе 14 дизель-электрических ледоколов и один атомный ФГУП «Атомфлот», фактически в море находятся только 9 единиц ледокольного флота. Всего с начала зимней навигации они выполнили проводку уже 483 судов.
Из пяти линейных ледоколов, находящихся на балансе Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», пока работает только «Москва» - он проводит суда в районе порта Приморск. Четыре других – «Ермак», «Капитан Сорокин», «Капитан Николаев» и «Санкт-Петербург» - находятся в эксплуатационном резерве. Пользуясь тем, что «Санкт-Петербург» пришвартовался у Английской набережной, корреспондент «Российского судоходства» побывал на борту ледокола и поинтересовался, как моряки готовятся к работе.
- «Санкт-Петербург» - линейный ледокол, который работает за приемным буем до кромки льда, - рассказал капитан ледокола Ярослав Вержбицкий. – Мы находимся здесь, у Английской набережной, в ожидании распоряжения на начало работы. В эту навигацию «Санкт-Петербург» на работу еще не выходил. Ледовая ситуация сейчас такова, что тех ледокольных сил, которые используются, вполне достаточно – это один линейный и портовые ледоколы. В сутки они все вместе проводят примерно по 20 судов.
Однако тот факт, что ледокол стоит пришвартованным, не означает, что его экипаж бездельничает.
- Мы болеем за порученное нам дело, - поясняет капитан. – Несмотря на то, что мы стоим у причала, экипаж обслуживает механизмы, электропитание ледокола осуществляется с помощью наших дизель-генераторов, Механики и электромеханики следят за состоянием оборудования, ведутся профилактические работы, чтобы перед выходом на работу не было никаких замечаний.
Здесь следует пояснить, что «Санкт-Петербург» - это относительно новое судно, построенное на Балтийском заводе в 2008 году и введенное в эксплуатацию всего три года назад. Он является вторым в серии ледоколом проекта 21900, головным стал «Москва». Мощность каждого судна составляет 16 Мвт.
То, что ледокол является сложнейшим комплексом различных устройств и механизмов, особенно ясно понимаешь, когда видишь это мощное судно в центре города, где оно возвышается над находящимися на набережной зданиями.
Ледокол предназначен для обеспечения проводок крупнотоннажных судов и танкеров в порты Северо-Западного региона в зимний период,
- На нашем ледоколе установлены винто-рулевые колонки, которые вращаются на 360 градусов, что добавляет большей маневренности. Например, если другие ледоколы используют в порту буксиры, то мы ходим без них. Мы можем действовать даже в стесненных условиях, когда, скажем, ширина канала не превышает 80 метров, а наша ширина 27 метров, - поясняет капитан.
Ледокол способен осуществлять буксировку судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, для чего оснащен мощной лебедкой. Ледокол может тушить пожары на плавучих объектах, выполнять аварийно-спасательные работы как в ледовых условиях, так и на чистой воде.
Кроме того, это двухпалубное судно оснащено оборудованием, позволяющим вести поиск затонувших объектов на глубине до 300 метров с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (МГТПА), а также осуществлять гидролокационную съемку дна. При необходимости ледокол может принимать участие в поисково-спасательных операциях и обеспечивать операции по локализации разливов нефти.
Не случайно ледокол, как особое судно, вызывает живейший интерес в любом порту, где ему приходится останавливаться, особенно в странах, где нет ледокольного флота. Так, вспоминает капитан Вержбицкий, в июле прошлого года на «Санкт-Петербург» выстраивались большие очереди французов, пришедших на морской фестиваль «Салюты Бреста». Россия была приглашена на этот международный фестиваль в качестве почетного гостя, и ледокол стал на нем сенсацией.
Экскурсии на борт «Санкт-Петербурга» проводятся и в родном городе – для студентов отраслевых вузов, например, Санкт-Петербургского госуниверситета морского и речного транспорта им. адм. Макарова. Для них это является частью учебного процесса.
- У нас экипаж не очень большой – 26 человек. Но здесь подобрались квалифицированные кадры, которые хорошо знают не только свое заведывание, но и специфику именно ледокола, - поясняет Ярослав Вержбицкий. - Возраст команды старше среднего, но есть и молодые люди, которые начинают с матросов, но им интересно в профессии, они продолжают учиться заочно. Старший комсостав всегда подсказывает, направляет, у нас человек не остается брошенным.
Переподготовка и повышение квалификации специалистов ведется на судне постоянно.
- Раз в пять лет каждый моряк обновляет сертификаты, члены экипажа регулярно проходят курсы при учебном центре «Макаровки», - объясняет капитан. - Постоянно идет повышение уровня знаний, причем как рядового состава, так и командного. Я сам в 2010 году, когда у меня закончились несколько сертификатов, прошел подготовку в Макаровке и обновил документы. Не имеющего требуемого набора документов моряка просто не выпустят в море!
Отвечая на вопрос, хочется ли экипажу на работу в море, капитан ответил:
- Конечно, кони застоялись в стойлах!
Сам ледокол, разумеется, в море этой зимой уйдет. По опыту прежних лет, Финский залив начинает показывать свой непростой характер в конце января – феврале, когда дуют сильные ветры и наблюдается большое ледовое торошение. Тогда для ледоколов начинается большая работа.