Автор:
Вопрос воссоздания системы подготовки рядовых моряков с целью обеспечения потребностей флота СКФ квалифицированными кадрами сегодня актуален как никогда. Дело в том, что на берегу рабочие специальности невероятно востребованы. Труд умелого токаря или сварщика оплачивается вполне достойно, и многие не видят смысла на несколько месяцев уходить в море. В то время как уровень жизни на берегу возрастает, на флоте всё также нужны матросы, мотористы, донкерманы и повара. Можно ждать, когда в компанию обратится специалист нужной квалификации, а можно подготовить такого специалиста с учетом конкретных потребностей компании. Организацией такой подготовки сейчас активно занимаются в кадровом офисе СКФ в Новороссийске, где комплектуют экипажи для 87 судов СКФ.
О том, как организована работа подразделения, «Российскому судоходству» рассказала редактор «Тhe Newsletter of SCF Group» Серафима Шукшина.
– Два десятка лет я ходил в море вторым поваром, и вот во время последнего контракта, когда я был на танкере «Кубань, старший механик сообщил о возможности получить дополнительную специальность за счет работодателя, – рассказывает токарь-практикант Аркадий Домбровский. – Давно понял, что работа шеф-повара не для меня, поэтому согласился сразу. Тем более, раньше работал на станках с программным управлением. Получил сертификат моториста в Новошип Тренинге, теперь посещаю курсы токарей. Моя новая специальность мне нравится. К тому же, токарь на флоте получает на 300 долларов больше, чем второй повар. Теперь осталось только успешно завершить обучение. Компания нуждается в специалистах этого профиля, и здесь наши интересы полностью совпадают.
Средний возраст рядовых моряков на мировом флоте – в пределах от 40 до 43 лет. Теми же цифрами выражен и качественный показатель рядового состава пула южного кадрового центра СКФ. Этот показатель в последние годы держится на одном уровне, и хотя он говорит о том, что на флот приходит достаточно много молодежи, компании постоянно приходится решать вопрос восполнения потребностей флота в квалифицированных моряках. Существовавшая когда-то система подготовки уже не функционирует в полной мере – школы морского образования остались в прошлом. Для работы на флоте нужны специфические знания и навыки, которые не обеспечивают стандартные курсы для «береговых» сварщиков и токарей.
– Раньше, по крайней мере, в Новороссийске проблема решалась за счет специалистов судоремонтного завода. Они имели двойную специальность «токарь-сварщик», но сегодня наблюдается тенденция к ее разделению. Нам нужны узкопрофильные специалисты с высоким уровнем профессионализма, и в будущем эта потребность только возрастет. Поэтому мы решили внедрить собственную систему подготовки, – комментирует глава кадрового центра СКФ в Новороссийске Олег Степанов. – Донкерманов для нас готовит учебно-тренажерный центр Новошип Тренинг. (К слову, в октябре курсы окончили пять донкерманов, которые раньше работали у нас мотористами. В следующий рейс каждый из них пойдет уже в новой должности – более ответственной, но и более высокооплачиваемой.) Профессиональное училище №9 города Туапсе обеспечивает наши потребности в поварском составе. А 1 сентября этого года мы заключили договор с новороссийским колледжем строительства и экономики. Так было положено начало совместного учебного проекта по подготовке сварщиков и токарей. Компания оплачивает обучение. С одной стороны, мы обеспечиваем себя кадрами, соответствующими нашим требованиям, с другой – создаем возможности развития карьеры для действующих работников флота. Считаю, что это хороший вариант для специалистов рядового состава, которые могут получить ощутимую прибавку к зарплате. Проект сразу заинтересовал моряков и уже набирает обороты.
Сварщик-практикант Николай Набока имеет за плечами один контракт – ходил кадетом-мотористом на танкере «НС Бора». С дипломом о высшем образовании по своей специальности Николай не нашел подходящей работы на берегу. Пошел в море с твердым намерением продолжить образование, прочитал циркуляр о новом учебном проекте и решил не откладывать реализацию своих планов.
– Мне хотелось и мир посмотреть, и получать такую зарплату, которая позволит осуществлять мечты, – говорит Николай Набока. – Работа сварщика на флоте вполне по мне, хотя это нелегкие деньги. В будущем я планирую поступать на судомеханический факультет и получать высшее морское образование, чтобы перейти в комсостав. Хочу построить полноценную карьеру на флоте СКФ.
Два-три раза в год в рамках совместного с колледжем учебного проекта компания будет набирать по пять практикантов на каждую специальность из числа действующих работников нашего флота. После получения сертификата «молодые специалисты» будут трудоустроены на суда Новошипа и Юникома. Следующий набор стартует в начале 2013 года.
Печатное издание