09.09.2024 16:51

Сохраняя традиции

Автор: Кристина Ткачева

Северско-Донецкая шлюзованная система — одна из старейших гидротехнических систем России. В этом году ей исполнилось 110 лет. Построенная в начале прошлого века, в период бурного роста угольной промышленности Донбасса, система являлась образцом инженерной мысли.

Качественное исполнение работ при строительстве дало возможность в течение 110 лет силами нескольких поколений донских гидротехников поддерживать объекты в рабочем состоянии. В честь юбилейной даты руководство ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» провело встречи со специалистами, обслуживающими гидроузлы, и вручило сотрудникам награды от Министерства транспорта России и Росморречфлота.

История проекта

В конце XIX века река Северский Донец являлась единственной крупной водной системой, через которую можно было напрямую осуществлять вывоз каменного угля Донбасса в регионы Азово-Черноморского бассейна. Но водный режим реки не соответствовал возросшим требованиям к условиям судоходства. В результате возникла необходимость проведения специальных работ по преобразованию нижнего и среднего течения реки.

Первоначально предполагалось ограничиться землечерпальными работами, но обустройству постоянного судового хода препятствовали маловодные участки реки.  В 1903 году был одобрен проект шлюзования, разработанный под руководством Нестора Пузыревского. Средства на строительство первой очереди Северско-Донецкой шлюзованной системы — от устья до станицы Гундоровской, с семью шлюзами и разборными плотинами системы Пуаре — были отпущены царским указом в 1910 году. Год спустя начались строительные работы. Начальником работ по шлюзованию Северского Донца был назначен действительный статский советник, инженер путей сообщения Франц Левандовский.

Основные работы были завершены к осени 1913 года. Торжественное открытие Северско-Донецкой шлюзованной системы состоялось 5 июля 1914 года на шлюзе № 7 у хутора Красного в присутствии министра путей сообщения Российской Империи, статс-секретаря Сергея Рухлова. В 15 часов 30 минут судоходство на Северско-Донецком водном пути торжественно открыл пароход «Хопер», принадлежавший министерству путей сообщения. Общие затраты на строительство составили более 5 миллионов полновесных «царских» рублей.

Однако дальнейшее развитие Северско-Донецкой шлюзованной системы прекратилось в результате начавшейся Первой мировой войны. В период Великой Отечественной все гидроузлы на реке были частично взорваны. Поэтому после освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году была проделана большая работа по восстановлению гидротехнических сооружений.

«В нашей стране не так много гидротехнических объектов такого возраста. Но самое главное, что система не просто сохранилась, она продолжает успешно функционировать. Северский Донец играет важную роль в жизнеобеспечении и развитии промышленного комплекса Ростовской области и новых регионов России. Это главный источник воды для приречных населенных пунктов и ирригационно-мелиоративных агросистем. А за всем этим, безусловно, стоит самоотверженный труд донских гидротехников», — считает председатель совета ассоциации «Водный транспорт Дона» Александр Огарев.

Гидроузлы в лицах

Семейные династии — не редкость для донских гидротехников. Так, коллектив гидроузла № 6 (расположен рядом с хутором Нижнесазонов) состоит всего из 5 человек, четверо из которых — члены одной семьи Немтыревых-Борисовых. Василий Немтырев проработал на гидроузле с 1976-го по 2013 год. Здесь же, в период с 1985 по 2009 год, трудилась и его жена Ольга. Сейчас гидроузел возглавляет их сын — Эдуард Немтырев, а в должности осмотрщика работает их дочь — Анжелика Борисова.

«Можно сказать, что я выросла на гидроузле, поскольку отец большую часть жизни работал именно здесь. Когда окончила школу в 1991 году, меня сразу приняли сюда на работу. Тогда были тяжелые годы, трудоустроиться сложно, а здесь все родное, знакомое. Сейчас здесь работает мой брат и сын», — пояснила Анжелика Борисова.

Начальник гидроузла № 7 (расположен в районе хутора Верхнекрасный) Евгений Полонский работает на объекте с 2000 года, начав свою трудовую деятельность осмотрщиком. Сегодня здесь же работает и его сын — Дмитрий Полонский.

«Я сам родился здесь, на этих берегах. Пришел в начале нулевых, и вот уже почти 25 лет работаю на гидроузле. Начальником стал в 2014-м. Коллектив у нас порядка 8-10 человек. В навигацию отвечаем за эксплуатацию гидроузла, в зимнее время проводим профилактический ремонт оборудования», — рассказал Евгений Полонский.

Общий трудовой стаж семьи Землиных с гидроузла № 5 (хутор Дядин) — 87 лет. Игорь Землин работает здесь с 1994 года, пройдя путь от осмотрщика и механика до начальника гидроузла. На этом посту он сменил своего отца Ивана Владимировича, который 30 лет своей жизни посвятил гидроузлу. В 1997 года на объект пришла и  супруга Игоря Ивановича — Елена.

На гидроузле № 5 работает продолжатель династии Рыбниковых — Алексей Олегович, который начал свой путь речника мостовщиком, а с 2017 года является начальником вахты. Его мать Елена Валентиновна и отец Олег Александрович в свое время то же трудились здесь.  Общий стаж семьи — 78 лет.

Система в наши дни

Из-за переориентации грузов на другие виды транспорта сегодня судоходство по реке Северский Донец сложно назвать интенсивным. За навигацию осуществляется несколько десятков шлюзований, а большая часть судов, проходящих здесь, — это технический флот.

Тем не менее, в настоящее время значение Северско-Донецкой шлюзованной системы начало возрастать, а работы по её эксплуатации расширяются. Так, система призвана поддерживать напор воды для хозяйственной деятельности новых регионов России — Луганской и Донецкой народных республик. Кроме того, существуют перспективы возрождения туристических программ с участием прогулочного флота.

 «Будущее Северско-Донецкой шлюзованной системы помимо грузоперевозок между регионами нашей страны связано с развитием туризма и возрождением пассажирских перевозок судами на подводных крыльях. И наша основная задача, для реализации этого, сохранить построенную предками уникальную гидротехническую воднотранспортную систему и передать ее в работоспособном состоянии следующему поколению российских водников», — считает руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергей Гайдаев.

 

Фотографии ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» и «Российского судоходства» 

Печатное издание