Автор: ИАА «ПортНьюс»
В Астрахани с 23 по 25 апреля 2024 года состоялся III международный форум «Транспортная логистика Каспийского региона». Организаторами мероприятия выступили компания «ВИВА КОНСАЛТ» и Ассоциация «Афанасий Никитин».
Мероприятия собрало более 200 участников из России, Ирана, ОАЭ, Индии, Туркменистана, Казахстана, Азербайджана и других стран. В рамках форума делегаты посетили АО «Морской торговый порт Оля», ПАО «Астраханский порт», ООО «Порт «Стрелецкое» и ООО «Альфа-Порт».
Форум открыл заместитель министра промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Михаил Кабаков. В ходе сессий участники говорили о грузовой базе региона, перспективах и условиях роста грузоперевозок по МТК «Север-Юг», было уделено внимание проблемам судоходства в регионе, рассмотрены возможности портов, а также перспективные проекты судов для работы на Каспии и Волге.
Коридор «Север-Юг» становится все более привычным для транспортировки грузов на фоне геополитических изменений. Перевозки по Каспийскому морю открывают широкие возможности по сравнению с традиционными путями. Однако маршрут не всегда представляется рентабельным с учетом ограничивающих судоходство условий на Волге, простоев груза в ожидании перевалки в каспийских портах, а также непрозрачности международного сотрудничества и документооборота в рамках транспортной логистики, утвержденных пошлин и таможенных операций.
В это же время в Алматы (Казахстан) проходил Международный контейнерный форум «ЕСЭ ASIA – 2024». Организатором выступил Единый Слет Экспедиторов (ЕСЭ) в партнерстве с Королевским Институтом логистики и транспорта CILT Central Asia.
Медиа-группа «ПортНьюс» выступила информационным партнером форума.
Ключевыми темами деловой программы стали вопросы формирования и расширения трансазиатских транспортных коридоров, актуальные направления развития контейнерных перевозок на постсоветском пространстве и перспективы транспортной интеграции стран Азии и России.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась директор форума Дарья Елфимова. Началась конференция с панельной сессии «Глобальная контейнеризация». Мнение о том, что глобальный рынок контейнерных перевозок претерпевает изменения и все больше становится региональным, высказал председатель правления PTC Holding Тимур Карабаев: «Мы наблюдаем снижение глобального тренда кооперации в мировой экономике. Мир начал делиться на ваших и наших, на дружественные и недружественные страны. И это очень сильно сказалось непосредственно на логистике».
Далее тему подхватил генеральный директор АО «РЖД Бизнес Актив» Вячеслав Сараев. Он отметил, что уровень контейнеризации и в России, и в Казахстане остается достаточно низким, поэтому компаниям обеих стран есть над чем работать.
По мнению генерального директора ООО «ЛОГОПЕР» Александра Кахидзе, российский бизнес, несмотря на внешнее давление, активно взаимодействует с партнерами из других стран, а «контейнеры являются драйвером и растут». В свою очередь, операционный директор FESCO Алексей Радченко отметил, что у стран СНГ высокий потенциал для контейнеризации, поскольку структура производств ориентирована на несырьевую продукцию, основная часть которых пригодна для перевозки именно в контейнерах.
По словам заместителя генерального директора по коммерции и развитию ТОО «Исткомтранс» (Казахстан) Виктора Иванова, в 2024 году перевозки в контейнерах во всех направлениях в Казахстане составят порядка 2,3 млн ДФЭ.
В формате «вопрос-ответ» прошла сессии «Транспортная интеграция Россия – Азия». Заместитель директора департамента транспортной политики и инфраструктуры министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан Зейнолла Ахметжанов поделился итогами транзитных перевозок через территории страны.
«В общем объеме 32,3 млн тонн было перевезено. Из них 5 млн — автомобильным транспортом, это очень важный и рекордный показатель. 27,3 млн тонн было перевезено железнодорожным транспортом. Транзит показал очень хорошие результаты, и здесь мы видим рост и перспективы», — сказал он, отметив, что через Казахстан проходит 13 международных транзитных коридоров, в том числе 5 железнодорожных и 8 автомобильных.
Среди факторов, которые сдерживают рост перевозок в евразийском пространстве и в странах Центральной Азии, участники сессии назвали нехватку контейнерных терминалов, дефицит подвижного состава, а также контейнеров различной модификации.
Третья сессия называлась «Железнодорожные перевозки и таможенное декларирование. Актуальные задачи и практические решения». Спикеры пришли к выводу, что пока страны СНГ развивают цифровые технологии отдельно, у каждой — свои системы, а единого сквозного стандарта обмена документами, поэтому сейчас эта составляющая стоит во главе угла.
В программу третьего дня деловой программы вошел ознакомительный тур «Погранпереход Алтынколь-Хоргос». Участники тура посетили станцию «Алтынколь», контрольно-пропускной пункт «Нурлы жол» и сухой порт «KTZE-Khorgos Gateway».
Партнерами форума выступили компании TOO «PTC-Holding», ТОО «Исткомтранс», ТОО «TIS service», АО «ВЭЙ-ГРУПП», ТОО «Компания КЕМЕ», ISACO GROUP, ТОО «GE Logistic», компания Innovations in Logistics.
Фотографии предоставлены организаторами
Печатное издание