11.12.2022 18:00

«Женщина всегда чуть-чуть как море, Море в чем-то женщина чуть-чуть»…

Автор: Юлия Лунина

 

«Женщина всегда чуть-чуть как море, Море в чем-то женщина чуть-чуть»… 
Юлия Лунина
Год назад, в ноябре 2021 года, на сессии Совета Международной морской организации было принято решение учредить Международный женский день в морской отрасли - International Day for Women in Maritime. И уже в этом году 18 мая впервые отмечался Международный день женщин в морской отрасли,  или Международный женский морской день. 
Одна из многих тысяч представительниц прекрасного пола, которая принимала поздравления в этот новый праздник, - Елена Альбертовна Смягликова, проректор по работе с филиалами и международной деятельности Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, кандидат педагогических наук.                 
- Елена Альбертовна, как Вы, женщина в форме, чувствуете себя среди  мужчин в морской форме?  
- Вполне комфортно. Сама жизнь подтверждает, что женщины могут успешно реализовать себя в, как принято считать, мужских сферах –  авиации, речном и морском флоте, в вооруженных силах, правоохранительных органах и так далее. 
В далёкие времена считалось, что женщина на корабле  – к беде. Сейчас эта фраза произносится в шутливой форме. После того как в конце 20 века женщинам разрешили  работать на морских судах, ситуация постепенно менялась, и сейчас многие представительницы прекрасного пола успешно осваивают морские профессии и достигают высоких результатов.
Можно привести сотни примеров известных женщин из разных исторических периодов, чья деятельность связана с флотом, морской отраслью. Например, Анна Ивановна Щетинина - первая в мире женщина -  капитан дальнего плавания, она в 1935 году  провела  корабль «Чавыча» из Гамбурга, где судно было построено, через полярные льды на Дальний Восток.
Валентина Яковлева Орликова, наша выпускница 1941 года, в годы Великой Отечественной войны работала штурманом на судах морского флота, стала первым капитаном Большого морозильного рыболовного траулера (БМРТ), на тот момент была единственным капитаном китобойных судов, удостоена звания Героя Социалистического труда.
Людмила Анатольевна Тибряева, тоже наша выпускница (в 1973 г. окончила в то время Ленинградское высшее инженерное морское училище им. С. О. Макарова), работала на ледоколе «Капитан Белоусов», на других судах, была единственной в российском флоте женщиной – капитаном крупнотоннажных судов, проработала в Арктике более 20 лет. 
Пример из сегодняшних дней: выпускница ГУМРФ Диана Киджи в 2018 году стала вторым помощником капитана ледокола «50 лет Победы», затем она стала старшим помощником капитана. Наша выпускница стала первой женщиной-штурманом на ледокольном флоте.
Уделяли внимание развитию морской отрасли и женщины-правители: императрица Екатерина II провела ряд реформ на флоте, что повлияло на победы русского флота в войнах с Турцией и Швецией. Великая княжна Ольга Константиновна была единственной в мире женщиной-адмиралом российского флота и шефом личного состава крейсера «Адмирал Макаров». Императрица Мария Федоровна была Августейшим шефом Морского Гвардейского экипажа, также являясь попечительницей «Женского патриотического общества» и «Общества спасения на водах».
Поэтому то, что авторитетные эксперты  Международной морской организации учредили Международный женский день в морской отрасли, ещё раз подтверждает  весомый вклад представительниц прекрасного пола в развитие этой сферы.
- В январе 2023 года исполнится семь лет, как ваша трудовая деятельность связана с морской отраслью. С чего всё началось?
- Наверное, ничего не бывает случайным. Я родилась и выросла в Архангельской области. История Поморья, как называют Архангельскую область, тесно связана с освоением северных рек, морей, развитием Арктики. Архангельск - первый российский морской  торговый порт, «ворота в Европу», поморы издревле строили суда, на которых ходили в студёные моря, здесь находится родина лоцманов. 
В следующем году исполнится 330 лет, как Пётр I заложил в Архангельске Соломбальскую государственную верфь (1693г), что положило начало массовому морскому судостроению в России. Из Архангельска в Арктику отправлялись и сейчас уходят экспедиции. В Северодвинске находится центр атомного судостроения. В Поморье очень ценят всё, что связано с рекой и морем, поэтому, образно говоря, моя встреча с морской отраслью была предопределена. 
Я благодарна своим родителям, нас с братом с ранних лет приучали к порядку, самостоятельности, брать на себя ответственность и держать удар в сложных ситуациях. Всё это очень помогает в работе.
Высшее образование я получила в Архангельском государственном педагогическом институте имени М. В. Ломоносова. Кстати, в числе моих полевых практик на геофаке были и связанные с побережьем Белого моря. А первая студенческая научная работа в институте была связана с исследованием Арктики и первыми путешественниками, которые там побывали. После окончания вуза я преподавала в школах Ненецкого автономного округа, работала в Архангельском областном институте переподготовки и повышения квалификации работников образования, затем в Архангельском государственном техническом университете. 
В 2010 году меня пригласили в только что образованный Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова на должность проректора по социальным вопросам и воспитательной работе. С того времени уже более десяти лет  вхожу в  Президиум Архангельского регионального отделения общественной организации «Союз женщин России». Я очень благодарна ректору САФУ, профессору  Елене Владимировне Кудряшовой за возможность поработать в сильной команде, получить уникальный управленческий опыт. Также большую роль в моём научно-педагогическом развитии сыграла Татьяна Сергеевна Буторина, профессор САФУ,  известный ломоносовед. Она была моим научным руководителем.
И опять же - в САФУ было много проектов, связанных с морской тематикой. Например, вместе с университетами Санкт-Петербурга мы проводили Морской молодёжный фестиваль «Морфест». В июле 2015 года мне посчастливилось стать участником экспедиции «Арктический плавучий университет» САФУ на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов». Экспедиция получила название «Постигая Русскую Арктику»: двадцать дней в арктических водах, высадки на острова,  сбор различных исследовательских данных в открытом море, для участников экспедиции были организованы лекции, семинары, зачетные сессии. Незабываемые впечатления, воспоминания и серьёзный морской опыт!
Потом от ректора Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала Макарова Сергея Олеговича Барышникова  поступило предложение  возглавить архангельский филиал Макаровки - Арктический морской институт имени В. И. Воронина (АМИ). Я согласилась и стала третьей женщиной – руководителем морского образовательного учреждения. Мои коллеги - ректор Сибирского государственного университета водного транспорта Татьяна Ивановна Зайко и ректор Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф. М. Апраксина Ольга Ивановна Карташова. 
Кстати, первое морское учебное заведение на Русском севере было учреждено женщиной: Указом императрицы Екатерины II 23 (12) марта 1781 года в Холмогорах была организована мореходная школа. Именно от нее  ведет свою историю Арктический морской институт имени В. И. Воронина. 
Вместе с коллективом АМИ мы поставили цель серьёзно обновить учебную и материально-техническую базу института, укрепить и расширить число партнёров  учебного заведения. Важными фактами нашей работа  стал более высокий конкурс и повышение среднего балла поступающих, что говорит о престижности обучения в «архангельской мореходке». Также институт активно развивает морские традиции: ежегодно проводится открытый областной конкурс по стендовому судомоделизму на Кубок АМИ, морские балы, институт выступил инициаторам проведения в Архангельске  Фестиваля морского флота Арктики, в этом году он прошёл уже в пятый раз. 
С 2018 года я работаю проректором по работе с филиалами и международной деятельности ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.
- С именем известного российского адмирала и полярного исследователя Степана Макарова  для вас связано интересное событие, это так?
- Совершенно верно. В июне 2017 года состоялась торжественная церемония имянаречения нового ледокольного судна обеспечения добывающих платформ «Степан Макаров», которое было построено по проекту «Сахалин-2» по заказу ПАО «Совкомфлот». Было несколько претендентов, но гендиректор «Совкомфлота» Сергей Оттович Франк выбрал меня в качестве «крёстной мамы» нового судна. Это событие, конечно, очень памятное. Я вручила капитану Владимиру Калмыку икону святителя Николая Чудотворца, который считается покровителем всех моряков, и пожелала экипажу попутного ветра, гарантированных глубин и семь футов под килем. По морской традиции на капитанском мостике находятся фотография и биография «крёстной», и я могу в любое время приехать в гости к своему «крестнику», навестить экипаж «Степана Макарова».
- Насколько интересны для девушек направления подготовки, предлагаемые ГУМРФ? Востребованы ли выпускницы после окончания университета? И что бы вы пожелали представительницам прекрасного пола, которые решили связать свою судьбу с морской и речной сферой?
- Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова - один из крупнейших вузов страны, являющийся флагманом морского и речного образования. Отрадно, что многие девушки осознанно выбирают ГУМРФ. Ежегодно в  числе поступивших в университет около 25% девушки, на направления подготовки и специальности, связанные с транспортной отраслью – около 15%, а на направления подготовки членов экипажей судов приходится почти 10%.
В университете не существует различий между юношами и девушками с точки зрения образовательного процесса и подготовки для дальнейшей трудовой деятельности. Все обучающиеся, не зависимо от пола, должны знать, что работа в море или на реке очень ответственная и экипаж должен представлять собой единую цепь, каждое звено которой работает в полную мощь, не подведёт.  
Отправляя курсантов на практику, мы стараемся формировать смешанные команды, где одну пятую часть занимают будущие представительницы транспортной отрасли. С первых дней учёбы и преподаватели, и старшие товарищи настраивают курсантов – юношей и девушек  относиться к каждому члену команды с уважением и пониманием, формируют здоровые психологические  отношения в коллективе. Конечно, большое значение имеет здоровье, для работы на судне нужно много сил и выносливость. Поэтому все курсанты проходят медицинское освидетельствование, по результатам которого во многом принимается решение о годности к работе в отрасли. Если девушка целеустремлённая, хорошо учится, здорова как физически, так и психически, готова к серьёзным нагрузкам – у неё всё получится! 
Наши выпускники, и девушки, и юноши – высококвалифицированные специалисты, их компетенции отвечают современным требованиям, они способны грамотно и безаварийно эксплуатировать новейшие судовые системы и комплексы, работать в самых сложных погодных условиях и широтах мирового океана, эксплуатировать сложнейшее портовое оборудование и выстраивать передовую транспортную логистику. Успешных обучающихся работодатели присматривают ещё в годы учёбы, на плавательной практике, и проблем с трудоустройством не возникает.
…Как писал знаменитый российский поэт Евгений Евтушенко: Женщина всегда чуть-чуть как море, Море в чем-то женщина чуть-чуть… 
Романтика – романтикой, но для успешной реализации в морской и речной отрасли нужно много учиться, настраивать себя на серьёзную работу, и всё получится!
Елена Смягликова, проректор ГУМРФ

Год назад, в ноябре 2021 года, на сессии Совета Международной морской организации было принято решение учредить Международный женский день в морской отрасли - International Day for Women in Maritime. И уже в этом году 18 мая впервые отмечался Международный день женщин в морской отрасли,  или Международный женский морской день. 

Одна из многих тысяч представительниц прекрасного пола, которая принимала поздравления в этот новый праздник, - Елена Альбертовна Смягликова, проректор по работе с филиалами и международной деятельности Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, кандидат педагогических наук.                 

- Елена Альбертовна, как вы, женщина в форме, чувствуете себя среди  мужчин в морской форме?  

- Вполне комфортно. Сама жизнь подтверждает, что женщины могут успешно реализовать себя в, как принято считать, мужских сферах –  авиации, речном и морском флоте, в вооруженных силах, правоохранительных органах и так далее. 

В далёкие времена считалось, что женщина на корабле  – к беде. Сейчас эта фраза произносится в шутливой форме. После того как в конце 20 века женщинам разрешили  работать на морских судах, ситуация постепенно менялась, и сейчас многие представительницы прекрасного пола успешно осваивают морские профессии и достигают высоких результатов.

Можно привести сотни примеров известных женщин из разных исторических периодов, чья деятельность связана с флотом, морской отраслью. Например, Анна Ивановна Щетинина - первая в мире женщина -  капитан дальнего плавания, она в 1935 году  провела  корабль «Чавыча» из Гамбурга, где судно было построено, через полярные льды на Дальний Восток.

Валентина Яковлева Орликова, наша выпускница 1941 года, в годы Великой Отечественной войны работала штурманом на судах морского флота, стала первым капитаном Большого морозильного рыболовного траулера (БМРТ), на тот момент была единственным капитаном китобойных судов, удостоена звания Героя Социалистического труда.

Людмила Анатольевна Тибряева, тоже наша выпускница (в 1973 г. окончила в то время Ленинградское высшее инженерное морское училище им. С. О. Макарова), работала на ледоколе «Капитан Белоусов», на других судах, была единственной в российском флоте женщиной – капитаном крупнотоннажных судов, проработала в Арктике более 20 лет. 

Пример из сегодняшних дней: выпускница ГУМРФ Диана Киджи в 2018 году стала вторым помощником капитана ледокола «50 лет Победы», затем она стала старшим помощником капитана. Наша выпускница стала первой женщиной-штурманом на ледокольном флоте.

Уделяли внимание развитию морской отрасли и женщины-правители: императрица Екатерина II провела ряд реформ на флоте, что повлияло на победы русского флота в войнах с Турцией и Швецией. Великая княжна Ольга Константиновна была единственной в мире женщиной-адмиралом российского флота и шефом личного состава крейсера «Адмирал Макаров». Императрица Мария Федоровна была Августейшим шефом Морского Гвардейского экипажа, также являясь попечительницей «Женского патриотического общества» и «Общества спасения на водах».

Поэтому то, что авторитетные эксперты  Международной морской организации учредили Международный женский день в морской отрасли, ещё раз подтверждает  весомый вклад представительниц прекрасного пола в развитие этой сферы.

 

На яхте "Акела"

- В январе 2023 года исполнится семь лет, как ваша трудовая деятельность связана с морской отраслью. С чего всё началось?

- Наверное, ничего не бывает случайным. Я родилась и выросла в Архангельской области. История Поморья, как называют Архангельскую область, тесно связана с освоением северных рек, морей, развитием Арктики. Архангельск - первый российский морской  торговый порт, «ворота в Европу», поморы издревле строили суда, на которых ходили в студёные моря, здесь находится родина лоцманов. 

В следующем году исполнится 330 лет, как Пётр I заложил в Архангельске Соломбальскую государственную верфь (1693г), что положило начало массовому морскому судостроению в России. Из Архангельска в Арктику отправлялись и сейчас уходят экспедиции. В Северодвинске находится центр атомного судостроения. В Поморье очень ценят всё, что связано с рекой и морем, поэтому, образно говоря, моя встреча с морской отраслью была предопределена. 

Я благодарна своим родителям, нас с братом с ранних лет приучали к порядку, самостоятельности, брать на себя ответственность и держать удар в сложных ситуациях. Всё это очень помогает в работе.Высшее образование я получила в Архангельском государственном педагогическом институте имени М. В. Ломоносова. Кстати, в числе моих полевых практик на геофаке были и связанные с побережьем Белого моря. А первая студенческая научная работа в институте была связана с исследованием Арктики и первыми путешественниками, которые там побывали. После окончания вуза я преподавала в школах Ненецкого автономного округа, работала в Архангельском областном институте переподготовки и повышения квалификации работников образования, затем в Архангельском государственном техническом университете. 

На Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее»

В 2010 году меня пригласили в только что образованный Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова на должность проректора по социальным вопросам и воспитательной работе. С того времени уже более десяти лет  вхожу в  Президиум Архангельского регионального отделения общественной организации «Союз женщин России». Я очень благодарна ректору САФУ, профессору  Елене Владимировне Кудряшовой за возможность поработать в сильной команде, получить уникальный управленческий опыт. Также большую роль в моём научно-педагогическом развитии сыграла Татьяна Сергеевна Буторина, профессор САФУ,  известный ломоносовед. Она была моим научным руководителем.

И опять же - в САФУ было много проектов, связанных с морской тематикой. Например, вместе с университетами Санкт-Петербурга мы проводили Морской молодёжный фестиваль «Морфест». В июле 2015 года мне посчастливилось стать участником экспедиции «Арктический плавучий университет» САФУ на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов». Экспедиция получила название «Постигая Русскую Арктику»: двадцать дней в арктических водах, высадки на острова,  сбор различных исследовательских данных в открытом море, для участников экспедиции были организованы лекции, семинары, зачетные сессии. Незабываемые впечатления, воспоминания и серьёзный морской опыт!

Потом от ректора Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала Макарова Сергея Олеговича Барышникова  поступило предложение  возглавить архангельский филиал Макаровки - Арктический морской институт имени В. И. Воронина (АМИ). Я согласилась и стала третьей женщиной – руководителем морского образовательного учреждения. Мои коллеги - ректор Сибирского государственного университета водного транспорта Татьяна Ивановна Зайко и ректор Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф. М. Апраксина Ольга Ивановна Карташова. 

Кстати, первое морское учебное заведение на Русском севере было учреждено женщиной: Указом императрицы Екатерины II 23 (12) марта 1781 года в Холмогорах была организована мореходная школа. Именно от нее  ведет свою историю Арктический морской институт имени В. И. Воронина. 

Вместе с коллективом АМИ мы поставили цель серьёзно обновить учебную и материально-техническую базу института, укрепить и расширить число партнёров  учебного заведения. Важными фактами нашей работа  стал более высокий конкурс и повышение среднего балла поступающих, что говорит о престижности обучения в «архангельской мореходке». Также институт активно развивает морские традиции: ежегодно проводится открытый областной конкурс по стендовому судомоделизму на Кубок АМИ, морские балы, институт выступил инициаторам проведения в Архангельске  Фестиваля морского флота Арктики, в этом году он прошёл уже в пятый раз. 

С 2018 года я работаю проректором по работе с филиалами и международной деятельности ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.

С капитаном судна "Степан Макаров" Владимиром Калмыком

- С именем известного российского адмирала и полярного исследователя Степана Макарова  для вас связано интересное событие, это так?

- Совершенно верно. В июне 2017 года состоялась торжественная церемония имянаречения нового ледокольного судна обеспечения добывающих платформ «Степан Макаров», которое было построено по проекту «Сахалин-2» по заказу ПАО «Совкомфлот». Было несколько претендентов, но гендиректор «Совкомфлота» Сергей Оттович Франк выбрал меня в качестве «крёстной мамы» нового судна. Это событие, конечно, очень памятное. Я вручила капитану Владимиру Калмыку икону святителя Николая Чудотворца, который считается покровителем всех моряков, и пожелала экипажу попутного ветра, гарантированных глубин и семь футов под килем. По морской традиции на капитанском мостике находятся фотография и биография «крёстной», и я могу в любое время приехать в гости к своему «крестнику», навестить экипаж «Степана Макарова».

- Насколько интересны для девушек направления подготовки, предлагаемые ГУМРФ? Востребованы ли выпускницы после окончания университета? И что бы вы пожелали представительницам прекрасного пола, которые решили связать свою судьбу с морской и речной сферой?

- Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова - один из крупнейших вузов страны, являющийся флагманом морского и речного образования. Отрадно, что многие девушки осознанно выбирают ГУМРФ. Ежегодно в  числе поступивших в университет около 25% девушки, на направления подготовки и специальности, связанные с транспортной отраслью – около 15%, а на направления подготовки членов экипажей судов приходится почти 10%.

 

 
Награждение курсантов
Награждение курсантов

В университете не существует различий между юношами и девушками с точки зрения образовательного процесса и подготовки для дальнейшей трудовой деятельности. Все обучающиеся, не зависимо от пола, должны знать, что работа в море или на реке очень ответственная и экипаж должен представлять собой единую цепь, каждое звено которой работает в полную мощь, не подведёт.  

Отправляя курсантов на практику, мы стараемся формировать смешанные команды, где одну пятую часть занимают будущие представительницы транспортной отрасли. С первых дней учёбы и преподаватели, и старшие товарищи настраивают курсантов – юношей и девушек  относиться к каждому члену команды с уважением и пониманием, формируют здоровые психологические  отношения в коллективе. Конечно, большое значение имеет здоровье, для работы на судне нужно много сил и выносливость. Поэтому все курсанты проходят медицинское освидетельствование, по результатам которого во многом принимается решение о годности к работе в отрасли. Если девушка целеустремлённая, хорошо учится, здорова как физически, так и психически, готова к серьёзным нагрузкам – у неё всё получится! 

Наши выпускники, и девушки, и юноши – высококвалифицированные специалисты, их компетенции отвечают современным требованиям, они способны грамотно и безаварийно эксплуатировать новейшие судовые системы и комплексы, работать в самых сложных погодных условиях и широтах мирового океана, эксплуатировать сложнейшее портовое оборудование и выстраивать передовую транспортную логистику. Успешных обучающихся работодатели присматривают ещё в годы учёбы, на плавательной практике, и проблем с трудоустройством не возникает.

…Как писал знаменитый российский поэт Евгений Евтушенко: Женщина всегда чуть-чуть как море, Море в чем-то женщина чуть-чуть… 

Романтика – романтикой, но для успешной реализации в морской и речной отрасли нужно много учиться, настраивать себя на серьёзную работу, и всё получится!

Фото ГУМРФ

Печатное издание