Власти Иркутской области предлагают правительству РФ рассмотреть возможность реконструкции судна «Самотлор», предназначенного для сбора и очистки нефтесодержащих и сточных вод с других судов на озере Байкал. Как передает ТАСС со ссылкой на и.о. министра природных ресурсов и экологии региона Олега Кравчука, в настоящее время единственное на Байкале судно-сборщик стоит на причале в порту и принимает сбросы заходящих туда немногочисленных судов.
Кравчук отметил, что строительство нового судна-сборщика такого класса может обойтись дорого, «поэтому мы неоднократно поднимали вопрос о реконструкции «Самотлора« перед Минприроды РФ. Однако финансироваться по федерально-целевой программе «Охрана озера Байкал» этот проект не может, поскольку судно не является госсобственностью. Компетенциями по решению этого вопроса в таком случает обладает Минтранс РФ, куда мы также вышли с соответствующим предложением», - отметил Кравчук.
Реконструкция судна оценивается в 250 млн руб., сообщили ТАСС в пресс-службе ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» (ВСРП, входит в холдинг «Истлэнд»), отметив, что с учетом отрицательной рентабельности, направлять собственные средства на его реализацию собственник судна-сборщика не считает возможным. В ВСРП заявили, что такая реконструкция возможна только при поддержке федерального и регионального бюджетов - Иркутской области и Республики Бурятия.
Пароходство также считает необходимым «создать комплекс, состоящий из приемных барж, которые будут размещены в самых «горячих» точках бассейна и принимать подсланевые и сточные воды, а «Самотлор», в свою очередь, будет принимать воды с барж».
При этом собственники судна «Трофим Якин» предлагают альтернативный проект, предполагающий создание на Байкале экофлота. Свое судно они решили оборудовать отечественными установками, перерабатывающими жидкие отходы с судов в биотопливо. Как отмечает руководитель проекта Екатерина Удеревская, стоимость модернизации 1000 байкальских судов составит порядка 1,5 млрд руб. По ее словам, проект был поддержан Общественной палатой РФ и может быть предложен к госфинансированию. Но и.о. министра природных ресурсов и экологии региона Олег Кравчук считает, маловероятным финансирование проекта по профильной Федеральной целевой программе, так как речь идет о судах, находящихся в частной собственности.
По данным Минприроды РФ, число маломерных судов, используемых на Байкале и в Иркутском водохранилище, приближается к 6,5 тыс. единиц.
Отмечается, что загрязнение неочищенными фекальными сбросами и нефтепродуктами стало причиной появления нехарактерной для озера, но обычной для болот водоросли спирогира. По мнению ученых, уникальному озеру, самому крупному и чистому резервуару пресной воды в мире, угрожает эвтрофикация - процесс постепенного превращения в болото.