19.11.2024 12:35

Фотограмметрия поможет осуществлять безопасный подъем затонувших судов

Большой объем работ по подъему затонувших судов требует комплексного подхода к вопросам безопасности персонала, задействованного в подводно-технических работах (ПТР), и безопасности окружающей среды. Одним из эффективных решений такой задачи может стать технология фотограмметрии (ФГМ), которую целесообразно применять для обследования затонувших судов и иных подводных объектов. Такое мнение в беседе с порталом «Российское судоходство» высказал коммерческий директор ООО «А-РГО» Евгений Бакаушин.

Технология ФГМ подразумевает обработку крупного массива исходных данных в виде фотоснимков, сделанных в разных плоскостях с перекрытием от 40–50% захватываемого изображения. Затем фотоснимки собирают в отдельные группы моделей и обрабатывают с помощью специального программного обеспечения. В результате появляются ортогональные проекции объекта (ортофотоплан) и фотореалистичная объемная модель. В настоящее время ФГМ-технология активно внедряется в подводные исследования.

«Метод ФГМ позволяет специалисту подробно изучить состояние подводного объекта, степень коррозии элементов корпуса, обнаружить следы внешнего воздействия от якорей, рыболовецких снастей, посторонних предметов, а также спланировать необходимый объем подводно-­технических работ. Изучая представляющие культурную ценность объекты, можно проанализировать содержимое палубы, оценить степень сохранности, конструктивные особенности найденного объекта и обстановку вокруг него», — рассказал коммерческий директор ООО «А-РГО» Евгений Бакаушин.

Полноценная объемная модель подводного объекта, отметил эксперт, позволяет получить необходимую информацию о его внешнем состоянии, изучить и оценить степень коррозионного износа корпусных элементов конструкции, обнаружить и исследовать имеющиеся повреждения для оптимального планирования ПТР. В сравнении с длительным просмотром видеоматериалов объемная модель позволяет осуществить оперативное и точное прогнозирование объема подводных работ. «В случаях подводных работ, предусматривающих судоподъемные операции, объемная модель является основой для выбора методов осуществления подъема и проведения необходимых расчетов», — сказал собеседник «Российского судоходства».

По его словам, на практике технология ФГМ успешно применялась ООО «А-РГО» при проведении комплексного обследования подводной лодки К-27, затопленной в Карском море (залив Степового, Новая Земля), по заказу Курчатовского института.

Графика ООО «А-РГО» 

Печатное издание