Коллегия Министерства транспорта РФ 24 февраля 2016 года поддержала необходимость разработки Концепции транспортного образования Российской Федерации до 2030 года. В частности, решение разместить заказ на НИР по теме «О разработке Концепции развития транспортного образования до 2030 года».
Также коллегия Минтранса приняла решение о подготовке предложения по внесению изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части закрепления отраслевой подготовки кадров для транспортного комплекса.
Коллегия согласилась с необходимостью формирования Национального (Российского) университета транспорта на базе Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) с отнесением его к ведению Минтранса России. Принято решение о разработке ко II кварталу 2016 года проекта концепции создания, проекта программы развития и финансово-экономическое обоснование мероприятий по созданию Национального (Российского) университета транспорта на базе Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).
Коллегия заслушала доклад директора Административного департамента Министерства транспорта РФ Константина Пашкова о Концепции транспортного образования Российской Федерации до 2030 года.
Отмечалось, что реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года невозможна без соответствующего кадрового обеспечения. Фундаментом кадровой политики для транспортной отрасли, несомненно, является подготовка кадров.
В докладе отмечалось, что для достижения данных целей в системе транспортного комплекса есть необходимые ресурсы: сложилась целостная система подготовки специалистов со средним профессиональным и высшим образованием; обучение проводится в 18 вузах, имеющих 105 филиалов (часть из которых находится в стадии реорганизации), включая 1 зарубежный филиал (Монголия). Из общего числа филиалов 58 филиалов (из них 8 находились в стадии реорганизации) реализовывали программы высшего образования.
Форсайт транспортной стратегии, проведенный Открытым Правительством в мае 2013 года, показал, что при существующих подходах к получению образования в сфере транспорта, без развития соответствующих научных школ и образования, преодоления нарастающих негативных тенденций и трендов в современном транспортном образовании достичь планируемого к 2025 году образа железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта невозможно.
К негативным тенденциям следует отнести старение профессорско-преподавательского состава, низкие рейтинги научной активности, снижение числа защищенных диссертационных исследований, неучастие образовательных организаций в конкурсах Минобрнауки России, ветшание основных фондов, не создающаяся новая образовательная инфраструктура, отсутствие роста образовательных организаций в рейтингах Минобрнауки России, закрытие подготовки по экономическим и юридическим специальностям, не снижающееся количество замечаний со стороны Рособрнадзора к образовательным организациям по аккредитационным требованиям, отсутствие внутриотраслевых механизмов по финансовой поддержке и развитию образовательных организаций.
Вместе с тем коллегия отметила, что отраслевые системы готовят прикладных специалистов, которые полностью соответствуют задачам отраслей, и они должны быть признаны на законодательном уровне как самостоятельная и обособленная ветвь в системе образования. Все отраслевые системы имеют профессиональную аккредитацию. Отраслевая наука успешно решает прикладные задачи. Международные нормы и требования, предъявляемые к подготовке специалистов образовательными организациями, выполняются в необходимом объеме.
Учитывая, что отраслевые вузы в соответствии с Концепциями своего развития идут по пути оптимизации, сокращения неэффективных филиалов и направлений подготовки, которые признаются не профильными для вузов, имеющих порог отраслевой специфичности, решать вопросы развития транспортного образования и науки, создания новых научных школ и специальностей они не смогут.
В этой связи разработка Концепции развития транспортного образования Российской Федерации до 2030 года, создание Национального университета транспорта, как головного учреждения транспортного образования и науки, на базе Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа) представляются актуальными и своевременными, говорится в протоколе коллегии Минтранса.