Траулер «Дальний Восток» мог столкнуться с льдиной и иметь неудовлетворительное состояние корпуса. Такое мнение высказал инспектор Международной федерации транспортных рабочих во Владивостоке (ITF), президент Дальневосточной ассоциации мор-ских капитанов Петр Иванович Осичанский.
По мнению Петра Осичанского, принимавшего участие в расследовании морских катастроф в дальневосточном бассейне, в том числе затонувшего в 2013 году в Охотском море краболова «Шанс-101», вероятнее всего причина столь быстрого затопления траулера «Дальний Вос-ток» при благоприятных для судоходства глубинах и погодных условиях, заключается в столкновении с льдиной и вероятных технических неисправностях корпуса и внутренних конструкций, позволивших за 15 минут заполнить отсеки судна водой. Несмотря на то, что 26 лет — приемлемый возраст для траулера, имеющего признание Российского морского регистра судоходства, трагедия снова поднимает вопрос о недостатках системы обеспечения безопасности мореплавания на Дальнем Востоке, в которой самый проблемный аспект — человеческий фактор.
«После схожей трагедии, произошедшей с «Шансом-101», были сделаны соответствующие выводы и некоторое время судовладельцы, экипажи и контролирующие органы строго следили за техническим состоянием судов. — сказал собеседник агентства. — К сожалению, возобладала практика, когда на несоответствия нормативам все стороны предпочитают закрывать глаза. Судовладельцы избегают ремонта и модернизации судов из-за объемов затрат. Экипаж не может отказаться от такого судна, потому что останется без работы. А в государственных органах сидят такие же люди. Что касается массовости трагедии, то возможно одна из причин заключается в том, что часть экипажа не имеет законных оснований для работы на судне. Известно, что «Дальний Восток» в последний раз выходил из порта Владивосток 8 января 2015 года. По документам, на борту был экипаж в составе 68 человек, 99% - граждане РФ. Информация о том, что во время катастрофы на борту было 132 моряка, говорит о том, что вероятнее всего компания «Магеллан» набрала команду из граждан Бирмы и Вуанату (низко квалифицированных рабочих для рыбообработки) либо в Пусане, либо в открытом море, в любом случае, в обход законодательству. Разумеется, окончательные выводы можно делать только после того, как будет проведено расследование катастрофы».