В Приморском крае возбуждено уголовное дело по факту использования рабского труда российских моряков с судна SS Veles. Об этом сообщает пресс-служба Следственного комитета России. По предварительным данным, судовладельцем SS Veles является компания Damelo Group.
По версии следствия, с января 2013 года до настоящего времени на судне SS Veles (порт приписки Фунафути, флаг – Тувалу), находящемся за пределами территориальных вод Российской Федерации - в филиппинском порту Рио Туба - использовался рабский труд 13 членов экипажа – граждан России (отметим, по данным администрации Приморья на судне работало 11 россиян). Моряки в течение длительного времени находились на борту судна в непригодных для нормального проживания и работы условиях, связанных с отсутствием должного питания и пресной воды, несоблюдением элементарных санитарно-эпидемиологических норм. Кроме того, морякам не выплачивалась заработная плата. Находясь за границей без денежных средств и лишенные возможности покинуть судно, они вынуждены выполнять свои трудовые обязанности.
Компания Damelo Group попадает в зону внимания следствия не в первый раз. Так, в производстве Дальневосточного следственного управления на транспорте находится уголовное дело по факту использования рабского труда моряков на судне SS ROSS. По материалам следствия, летом 2011 года российские моряки работали на указанном судне в Персидском заливе в условиях отсутствия чистой воды, пищи, времени для отдыха, системы охлаждения воздуха в рабочих и жилых помещениях в условиях жаркого климата. Члены экипажа судна, находясь в открытом море, опасаясь невыплаты заработной платы и применения в отношении них физического насилия, не могли покинуть судно и отказаться от выполнения трудовых обязанностей.
Damelo Group создана и зарегистрирована в оффшорной зоне двумя россиянами - жителями города Владивостока. В настоящий момент указанные лица, организовавшие использование рабского труда российских моряков, задержаны, решается вопрос об избрании в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу.
К настоящему времени следствию удалось установить, что подозреваемые, используя компанию Damelo Group как прикрытие, приобрели иностранное морское судно, зарегистрировали его в государстве Тувалу под названием SS ROSS. Затем на судно ими была подобрана команда моряков. Фактические судовладельцы, они же работодатели, в целях личного обогащения и получения материальной выгоды в виде осуществления ремонта судна SS ROSS силами экипажа, а также присвоения причитающейся членам экипажа заработной платы требовали от моряков беспрекословного выполнения трудовых функций под угрозой применения насилия и путем его применения. В течение более полугода они распоряжаясь моряками по своему усмотрению, использовали бесплатно их труд, заключающийся в осуществлении ремонтных работ на судне, выполнении рейсовых заданий и несении вахт. В конце августа 2011 года на борту судна SS ROSS скончался 63-летний житель Приморского края, работающий токарем. Мужчина, получивший на судне телесные повреждения, был лишен медицинской помощи и возможности покинуть судно. С августа по октябрь 2011 года под угрозой насилия другой житель Приморья принудительно исполнял обязанности четвертого механика на SS ROSS.
В рамках расследования уголовного дела уже допрошены члены экипажа судна, их близкие родственники, установлены лица, оказывавшие содействие подозреваемым в приобретении морских судов. Морякам с судна SS ROSS самостоятельно удалось вернуться на Родину и обратиться в следственные органы с заявлением о совершении в отношении них преступления. Моряки с судна SS Veles вернулись в Россию 17 апреля.