06.06.2011 12:36

Госдума приняла закон об ответственности судовладельца за ущерб от загрязнения бункерным топливом

Законопроект «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» в части ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом принят на вечернем заседании 3 июня Государственной Думой в третьем чтении. Согласно информации нижней палаты российского парламента, законопроект направлен на уточнение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области торгового мореплавания и приведение отдельных положений КТМ в соответствие с нормами международных договоров.

С изменениями Кодекс дополняется новой главой XIX.1 об ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом. Судовладелец с момента инцидента или, если инцидент состоит из ряда происшествий одного и того же происхождения, с момента первого происшествия несет ответственность за ущерб от загрязнения, причиненный бункерным топливом, которое находится на борту судна или источником которого является судно, за исключением отдельных случаев. Если только одно судно вовлечено в инцидент и более чем одно лицо несет ответственность за ущерб от загрязнения, то ответственность таких лиц является солидарной.

Ущербом от загрязнения являются: любой ущерб, причиненный вне судна загрязнением, происшедшим вследствие утечки или слива бункерного топлива с судна, где бы такие утечка или слив ни произошли, при условии, что компенсация за ущерб, причиненный окружающей среде, за исключением упущенной выгоды в результате причинения такого ущерба, ограничивается расходами на разумные восстановительные меры, которые фактически приняты или должны быть приняты; расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб.

Если судовладелец докажет, что ущерб от загрязнения полностью или частично причинен умышленно или по неосторожности потерпевшего лица, то судовладелец может быть полностью или частично освобожден от ответственности перед таким лицом.

Если причинение ущерба от загрязнения в результате инцидента с вовлечением двух и более судов, все судовладельцы, если они не освобождаются от ответственности, несут солидарную ответственность за весь ущерб от загрязнения, который не может быть разумно разделен между ними.

Правила, установленные новой главой, не затрагивают право регресса судовладельца к любым третьим лицам. Также изменения не применяются к ущербу от загрязнения, как он определен в подпункте 5 пункта 2 статьи 316 КТМ (ущерб, причиненный вне судна загрязнением, происшедшим вследствие утечки или слива нефти с судна, где бы такие утечка или слив ни произошли, при условии, если компенсация за ущерб окружающей среде кроме упущенной выгоды в результате причинения такого ущерба ограничивается расходами на разумные восстановительные меры, которые фактически приняты или должны быть приняты; расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб), независимо от того, выплачивается ли компенсация за такой ущерб в соответствии с правилами, установленными главой XVIII Кодекса.

Печатное издание