Комитет по безопасности на море Международной морской организации (ИМО) на 109-й сессии принял поправки к Международному кодексу постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (Кодекс IGC). Корректировки разрешают использовать в качестве топлива любые токсичные грузы, кроме самых опасных, перевозка которых допускается только на судах типа 1G. Тем самым открывается дорога для широкого применения аммиака как судового топлива.
Поправки к Кодексу IGC вступят в силу 1 июля 2026 года, при этом зеленый свет для их немедленного применения дает циркуляр о добровольной ранней имплементации поправок, также одобренный комитетом, сообщает пресс-служба Российского морского регистра судоходства (РС), который в составе делегации РФ принял участие в работе сессии.
По итогам сессии также были приняты поправки к Международному кодексу безопасности судов, использующих газы и топливо с низкой температурой вспышки (Кодекс IGF) в части противопожарной защиты, позволяющие увеличивать объем топливных емкостей с сохранением необходимого уровня безопасности; поправки, предусматривающие меры, которые обеспечивают защиту, эквивалентную противопожарной конструкции А-60, при отделении топливных емкостей газового топлива от жилых, служебных и иных помещений. Для небольших судов также допускается обоснованное уменьшение размеров взрывоопасной зоны 1, что позволит расширить применение газового топлива и другого топлива с низкой температурой вспышки на таких судах. Поправки к Кодексу IGF вступят в силу 1 января 2028 года.
Кроме того, утверждены поправки к Руководству по формализованной оценке безопасности (циркуляр MSC-MEPC.2/Circ.12/Rev.2). Оно может использоваться при оценке разрабатываемых правил безопасности на море и защите морской среды с целью достижения баланса между различными техническими и эксплуатационными вопросами, включая человеческий фактор, и безопасностью на море, защитой морской среды и финансовыми затратами. Изменения отражают опыт практического применения руководства различными государствами и направлены на актуализацию существующих рекомендаций и стандартов по выполнению оценки рисков.
Эксперты продолжили работу по разработке правовых норм для содействия сокращению выбросов парниковых газов с судов. Так, откорректирован перечень альтернативных видов топлива и технологий, куда по предложению Китая были включены съемные контейнеры с электрическими батареями для пропульсивных установок; обновлены данные об альтернативных видах топлива и технологиях — по предложению МАКО в номенклатуру включен ряд веществ для использования в качестве судового топлива (виды топлива, полученные путем гидротермального сжижения (HTL), пиролизное синтетическое топливо, гидроочищенное растительное масло (HVO), дизельное топливо, получаемое методом Фишера-Троппа (FT), диметиловый эфир (DME) и этан); разработан проект изменений к Правилам 2, 56 и 57 главы II-1 МК СОЛАС в части введения термина «газовое топливо». По информации классификационного общества, главным итогом работ по обеспечению безопасности судов, использующих альтернативные виды топлива, стало окончательное принятие Временного руководства по безопасности судов, использующих аммиак в качестве топлива, разработанного в сентябре 2024 года Подкомитетом ИМО по перевозке грузов и контейнеров (ССС 10).
Традиционно наибольшее внимание комитет уделил тематике автономного судоходства. В частности, завершилась работа над несколькими ключевыми главами проекта Международного кодекса для морских автономных надводных судов (Кодекса МАНС). Разработку целеориентированного инструмента ИМО продолжит специально учрежденная рабочая группа. Также опубликована новая редакция «дорожной карты», согласно которой работа над проектом Кодекса МАНС продолжится на 110-й сессии КБМ (май 2025 года) и на четвертом совещании межсессионной рабочей группы по МАНС (вторая половина 2025 года), с тем чтобы документ был принят на 111-й сессии Комитета в мае 2026 года. Предполагается, что на этапе накопления опыта эксплуатации МАНС разрабатываемый кодекс будет иметь статус добровольного инструмента ИМО с последующей его доработкой и принятием в статусе обязательного.
Следующая сессия Комитета ИМО по безопасности на море состоится 18‒27 июня 2025 года.
Российский морской регистр судоходства (РС, Регистр) ведет историю с 1913 года, работает во всех сферах морской индустрии. Классификационное общество осуществляет рассмотрение проектной документации, техническое наблюдение за постройкой и эксплуатацией судов и морских сооружений; освидетельствование судов и компаний на соответствие положениям международных конвенций; одобрение промышленной продукции и признание производств; сертификацию систем менеджмента на соответствие требованиям международных и национальных стандартов. РС выполняет техническое наблюдение за контейнерами всех типов, включая контейнеры-цистерны и офшорные контейнеры, подтверждение соответствия тары для опасных грузов, оказывает услуги по декларированию и сертификации опасных и навалочных грузов.
Фото с сайта РС
Печатное издание