25.06.2015 15:45

Порты Усть-Луга и Засниц создадут логистический центр

 

Намерения о создании логистического центра в порту Засниц-Мукран для расширения грузооборота с портом Усть-Луга подтвердили 25 июня 2015 года в рамках Дней немецкой экономики и.о. губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко и министр-президент земли Мекленбург-Передняя Померания (Германия) Эрвин Зеллеринг. Об этом сообщает пресс-служба правительства области.

Делегация, в составе которой 75 представителей немецкого бизнеса, посетила порт Усть-Луга – расположенные в порту терминалы, паромный автомобильно-железнодорожный комплекс.

Александр Дрозденко отметил, что проектная мощность паромного комплекса составляет 5,5 млн тонн, но в прошлом году перевезено лишь 1,6 млн тонн грузов, причем большая часть из них доставлялись железной дорогой.

«Технически паромная переправа готова работать на полную загрузку, сдерживающим фактором является отсутствие логистических связей между российским и немецким бизнесом. От технической части проекта мы должны перейти к экономической и полностью поддерживаем предложение министра-президента о строительстве крупного логистического комплекса в Заснице-Мукране. Сегодня мы сделали шаг в этом направлении, что позволит обеспечить в дальнейшем экономический прорыв», – отметил Александр Дрозденко, цитирует пресс-служба.

В свою очередь Эрвин Зеллеринг предложил, чтобы операторами будущего логистического центра стали железные дороги – германская и российская, которые могут инвестировать не только в строительство железнодорожных путей и сортировочных станций, но и в логистические объекты.

Проект «Балтийский паром» – железнодорожно-автомобильная паромная переправа Усть-Луга – Балтийск– Засниц (Германия) является проектом федерального значения в сфере транспорта и портового хозяйства, одним из звеньев международного транспортного коридора «Запад-Восток».

Первый рейс паромного судна «Балтийск» из порта Усть-Луга в Балтийск состоялся в сентябре 2006 года. С 2006 года ОАО «РЖД» совместно с железными дорогами Германии проводило работу по организации железнодорожно-паромного сообщения между станциями Засниц-Мукран, Балтийск и Лужская. В течение нескольких лет осуществлялись пилотные запуски паромов, чтобы отработать все детали по транспортировке грузов в железнодорожно-паромном сообщении Усть-Луга – Засниц.

Первый рейс из порта Засниц в порт Усть-Луга состоялся 4 марта 2012 года. Регулярное сообщение с портом Засниц открылось 8 июня 2012 года. В церемонии торжественного открытия приняли участие Федеральный канцлер Ангела Меркель, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

На паромной линии «Усть-Луга – Балтийск – Усть-Луга» сегодня работают 3 паромных судна, принадлежащие дочерним структурам ОАО «РЖД». Самый крупный из них – морской железнодорожно-автомобильно-пассажирский паром «Петербург» грузо и пассажировместимостью 103 вагона/308 автомобилей, 120 пассажиров.

Суда осуществляют 7-8 рейсов в месяц (в зависимости от расписания и погодных условий), продолжительность рейса составляет 40 часов.

Всего за весь период работы паромной сообщения Усть-Луга – Засниц было перевезено около 254 тыс. тонн грузов, в том числе 861 единиц автотехники и 4,171 тыс. вагонов.

По прогнозам экспертов, в ближайшие 15 лет заинтересованность в паромной переправе проявят многие страны, такие как Франция, Дания, Нидерланды, Бельгия и Австрия, так как у них уже сегодня существуют встречные грузопотоки с Россией порядка 20 млн тонн.

С российской стороны для эффективной и комфортной работы морского сообщения осуществляется реконструкция ближних и дальних железнодорожных подходов, ведется строительство новой современной автомобильной дороги к порту Усть-Луга от автодороги «Нарва» и объезда вокруг Санкт-Петербурга с выходом на трассу до Москвы, а также реконструируется автомобильная дорога «Петродворец – Кейкино».

Важным конкурентным преимуществом паромной линии должно стать введение электронного документооборота, оформление грузов по принципу «одного окна» и сокращение времени таможенного и пограничного контроля в порту.

Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс (АЖПК) в морском порту Усть-Луга является перегрузочным комплексом, предназначенным для приема и обработки судов с накатными грузами, железнодорожных, автомобильных и автомобильно-железнодорожных паромов, обслуживающих линии на Балтийск и Засниц. Площадь комплекса составляет 24 га, проектная мощность – 5,5 млн тонн в год. Комплекс оснащен железнодорожным парком из 16 путей протяженностью более 8 км, что позволяет разместить здесь 200 вагонов одновременно.

В 2014 году комплекс переработал 1 611 тыс. тонн грузов (+40%), в том числе железнодорожный транспорт – 1,527 тыс. тонн (18,8 тыс. вагонов). За 4 месяца 2015 года переработано 566,3 тыс. тонн, в том числе железнодорожный транспорт – 546,5 тыс. тонн (6,9 тыс. вагонов)

Пропускная способность паромной инфраструктуры в порту Усть-Луга составляет 37,5 тыс. вагонов в год в одну сторону. По расчетам ОАО «РЖД» общий объем железнодорожных перевозок в Калининградскую область, с учетом паромного сообщения, в 2014 году составил 168 тыс. вагонов или 8,5 млн тонн. Следовательно, пропускной способности паромной инфраструктуры в Усть-Луге недостает 130,5 тыс. вагонов в год. Вопрос улучшения транспортного сообщения с Калининградской областью и увеличения числа паромов на линии Балтийск – Усть-Луга обсуждается на самом высшем уровне. Для анклавной территории паромы являются надежным каналом грузоперевозок, независимым от тарифной политики соседних государств или работы автомобильных погранпереходов.

Для увеличения пропускной способности железнодорожно-паромной линии Усть-Луга – Балтийск ОАО «РЖД» предлагает снизить время обработки паромов в порту и самого перехода, что увеличит количество рейсов. Для этого – рассмотреть вопрос о строительстве на паромных комплексах в Усть-Луге и Балтийске двухъярусной аппарели, чтобы осуществить накатку вагонов на верхнюю палубу парома «Петербург».

Предложение о привлечении на паромную линию дополнительно не менее трех паромов  находится на рассмотрении в Минтрансе России.

Печатное издание