Индия ввела в коммерческую эксплуатацию первое полностью отечественное пассажирское судно на водородных топливных элементах, церемония прошла в Варанаси на набережной Namo Ghat, следует из пресс-релиза правительства Индии (PIB).
Во время первого рейса катамаран прошел около пяти километров — от Namo Ghat до Lalita Ghat — с участием министров, представителей властей и местных организаций. С запуском Варанаси стал первым городом страны, где действует речной пассажирский сервис на водороде.
Судно длиной 24 м построено Cochin Shipyard Limited для Inland Waterways Authority of India (IWAI). Оно рассчитано на 50 пассажиров, оборудовано кондиционируемым салоном и сертифицировано Indian Register of Shipping. Эксплуатационная скорость — около 6,5 узла.
Энергосистема включает низкотемпературные топливные элементы PEM, которые преобразуют водород в электричество, выделяя в качестве побочного продукта лишь воду. Гибридная схема — топливные элементы, аккумуляторные батареи и солнечные панели — обеспечивает до восьми часов хода на одной заправке и снижает шум и вибрацию по сравнению с дизельными судами.
Для ежедневной эксплуатации создана специализированная станция заправки водородом на мультимодальном терминале в Ралхупуре (Рамнагар), одном из ключевых узлов национального водного пути № 1. Объект рассматривается как пилотный для будущей инфраструктуры водородной бункеровки на внутренних водных путях.
Топливный элемент разработан KPIT Technologies совместно с лабораториями CSIR в рамках программы NMITLI и адаптирован для речного применения в сотрудничестве с CSL и IWAI. По оценкам инженеров, опыт Варанаси даст практические данные о работе систем PEM в жарком и влажном климате и поможет снизить риски будущих проектов для пассажирских и грузовых перевозок.
IWAI — государственный орган, отвечающий за развитие внутренних водных путей Индии.
Cochin Shipyard Limited — одна из крупнейших верфей страны.
Harit Nauka — национальная программа, направленная на перевод речного флота на экологичные виды энергии, включая водород, электричество и CNG.
Фото с сайта PIB
Печатное издание