Высший институт морской экономики ISEMAR (L’Institut Supérieur d’Économie Maritime, Сент-Назер, Франция) опубликовал исследование, посвященное развитию мирового круизного рынка. Согласно выводам ученых, этот сектор морского судоходства в отличие от других сегментов продолжает находиться на подъеме.
Согласно данным ISEMAR, в 2017 году в мире насчитывалось 300 круизных лайнеров, что 0,38 % больше, чем в 2016 году. При этом судовладельцы продолжают наращивать круизный флот, заказывая строительство новых судов. Так, в период между 2018 и 2020 годами в строй войдут еще 122 круизных лайнера общей пассажировместимостью 288.668 мест. Суммарная стоимость судостроительных заказов оценивается в 71 миллиард долларов,
При этом исследователи отмечают тенденцию к увеличению размеров вновь строящихся судов, в связи с чем лайнеры среднего размера встречаются все реже.
Стремление к гигантизму обозначилось в 90-е годы. Сегодня преобладают суда вместимостью 5 тыс. пассажиров, в ближайшее время этот показатель достигнет 8500 человек, через несколько лет преобладающими будут гигантские лайнеры, перевозящие 10 тысяч туристов, говорится в докладе.
Гигантизм вызван стремлением сократить расходы на обслуживание во время стоянок в порту и на эксплуатацию во время плавания. В то же время появление сверхкрупных лайнеров заставляет порты инвестировать в развитие инфраструктуры, что не всегда возможно для многих портов.
В 2017 году круизные компании потратили 5,6 млрд евро, разместит заказы на европейских верфях, что на 22,4 % превышает итоги за 2015 год.
В настоящее время в портфеле заказов фигурирует 65 лайнеров вместимостью более 2 тыс пассажиров, поставка этого флота запланирована до 2027 года. Общая стоимость оценивается в 59 млрд долларов.
ISEMAR отмечает, что круизный рынок очень закрыт. Сегодня среди основных игроков находятся Carnival Corporation & PLC (50 % всего рынка) , владеющий девятью брендами, из них европейский лидер - Costa Croisières. На долю Royal Caribbean Cruise Line приходится 24 % , Norwegian Cruise Line удерживает 9 % рынка и MSC Croisières - 7 %.
Оборот в отрасли за десять лет существенно увеличился - с 23 млрд долларов в 2007 году до 38 млрд евро в 2017.
Что касается географии круизов, то по данным ISEMAR половина круизов приходится на Средиземноморье и Карибский бассейн.
Западное Средиземноморье остается наиболее популярным направлением, в 2017 году здесь было зафиксировано 25,9 млн пассажиров.