Председатель Международной палаты судоходства (ICS) Эсбен Паулссон прокомментировал амбициозную стратегию Международной морской организации (IMO) по достижению согласованной цели всеобъемлющего сокращения вдвое (по сравнению с 2008 г.) выбросов парниковых газов от международного судоходства к середине столетия. В пресс-релизе ICS сообщается, что комментарий был сделан в ходе форума «Азия-Европа» (ASEM) в рамках «Морской недели Сингапура» 26 апреля 2018 года.
Предполагается, что средний показатель по отрасли снижения выбросов в 50% будет достигаться поэтапно: сокращение выбросов парниковых газов на 40% к 2030 (от уровня 2008 г.) и дальнейшее сокращение до отказа судоходства от выбросов углекислого газа. Это соответствует поставленной ООН целью изменения климата по всему миру на 1,5 градуса.
«Важно, чтобы правительства поняли масштабность того, что было согласовано IMO. При том, что конечной целью является достижение нулевых выбросов, сокращение выбросов на 50% к 2050 году действительно впечатляюще, особенно с учетом нынешних прогнозов роста торговли», - заявил глава ICS.
Эсбен Паулссон напомнил, что, например, регуляторы авиационного сектора на сегодняшний день не предоставили четкого плана по абсолютному сокращению выбросов после 2020 года. При этом в судоходстве выбросы CO2 уже сейчас на 8% ниже, чем десять лет назад, на фоне 30%-го роста спроса на перевозки морским транспортом.
«Судоходную отрасль часто несправедливо критикуют за нерасторопность. Но, судя по новой стратегии IMO, совершенно очевидно, что судоходство уже сейчас обогнало остальную мировую экономику по масштабам своих устремлений», - отметил Паулссон .
В Международной палате судоходства уверены, что в долгосрочной перспективе будут реализованы новые технологии: использование топливных элементов или батарей, работающих на возобновляемой энергии, новые виды топлива, такие как водород, или какое-либо другое новое решение.
«Проясним, что пока СПГ и биотопливо может стать некоторым промежуточным решением, а достижение столь амбициозных целей, которую установила IMO на 2050, может быть возможно только при разработке движительных установок с нулевым уровнем CO2», - сказал Паулссон.
ICS уже сейчас разрабатывает для IMO свои подробные решения по всем этим предложениям. Но наиболее спорным является дальнейшее рассмотрение применения каких-либо рыночных мер.
Позиция ICS заключается в том, что она по-прежнему скептически относится к применению рыночных мер как к механизму дальнейшего стимулирования сокращения выбросов углекислого газа. Топливо уже сейчас является самой большой статьей расходов для судовладельцев и, как ожидается, его цена резко возрастет в результате нового обязательного к исполнению требования IMO по глобальному ограничению выбросов в 2020 году.
«Поскольку IMO обсуждает, как наилучшим образом реализовать свою стратегию, мы бы предпочли, чтобы она концентрировалась на дополнительных технических мерах по сокращению выбросов CO2 и, не в последнюю очередь, способствуя разработке видов топлив с нулевым содержанием CO2», - подчеркнул Паулссон.
«Однако если IMO решит, что существует политическая необходимость в развитии рыночных стимулов, международная судоходная отрасль очевидно отдаст свое предпочтение установлению некоего налога с бункерного топлива, который бы выплачивался в какой-нибудь климатический фонд IMO. Если бы такой налог был разработан, средства от его поступлений могут быть использованы для поддержки исследований в области новых технологий с низким уровнем выбросов углекислого газа или для поддержки ввода в строй новой дорогостоящей инфраструктуры для бункеровок, которая потребуется для обеспечения топливом с нулевым уровнем CO2», - говорится в пресс-релизе ICS.
Печатное издание