В Атырауской области завершились уникальные экологические работы по поднятию шести промыслово-транспортных судов, затонувших в районе речного порта несколько лет назад, сообщает «Казахстанская правда».
Областному акимату удалось привлечь группу частных компаний, с помощью которых на берег подняли шесть иностранных судов. Эти суда, конфискованные правоохранительными органами, были пригнаны на территорию порта несколько лет назад. Впоследствии они были разграблены охотниками за цветными металлами. Весной во время ледохода суда ушли под воду. По оценкам специалистов, караван судов растянулся на значительное расстояние, самый крайний из них находился в 50 метрах от берега.
Власти смогли заняться проблемой очистки русла в связи с тем, что в области появилось необходимое оборудование. На атыраускую ТЭЦ водным путем стали поступать крупногабаритные грузы, которые невозможно доставить железнодорожным или авиатранспортом. Вес некоторых грузов достигал 280 тонн. На территорию порта для проведения погрузочных работ доставили кран Sarens, грузоподъемностью 750 тонн. Вес самого крана – 500 тонн.
Первый подъем был совершен 19 августа, 23 сентября реку освободили от последнего – шестого судна.
Финансировал проект по подъему консорциум Isker, оператором выступило АО «Атырауозенпорты».
По словам заместителя генерального директора Isker Сайына Куанышева, опыта по подъему судов в регионе не было, так как ранее ничего подобного в Прикаспии никто не делал. В свою очередь председатель правления АО «Атырауозенпорты» Ербол Альжанов поясняет, что затонувшие морские суда не принадлежали порту, они были на балансе судоисполнителей, тем не менее, было решено заняться непростым проектом по их подъему.
Осуществление работ затруднялось тем, что технические характеристики судов были неизвестны, за несколько лет они заилились и увеличились в весе почти в три раза, достигая 350 тонн.
По подсчетам межрегиональной инспекции транспортного контроля по Атырауской и Мангистауской областям, в реке осталось еще 12 судов. Большая часть затонувших судов находятся вне судового хода, и навигации на Урале не мешают.