06.10.2011 16:45

Флот пошел по Севморпути

Автор: Надежда Малышева

Интерес к судоходству по Северному морскому пути (СМП) зафиксирован, и сегодня работа на данном маршруте переходит из разряда экспериментального в разряд коммерческого. Об этом в ходе 2-го Международного арктического форума «Арктика – территория диалога», прошедшего в конце сентября в Архангельске, сообщил заместитель министра транспорта России Виктор Олерский. «Это стало возможно, и у таких перевозок появился коммерческий смысл, – сказал замминистра. – В определенном смысле, они могут стать альтернативой перевозкам через Суэцкий канал». Он напомнил, что объем транзитных перевозок грузов по СМП в 2010 году составил 224 тыс. тонн, а в 2011 году этот показатель достигнет 1 млн тонн.

По данным, предоставленным отраслевому информационному порталу «Российское судоходство» в ЗАО «ЦНИИМФ», в 2011 году по состоянию на 21 сентября по трассам СМП прошло 16 транспортных судов с 674 664 тоннами грузов. Еще несколько судов на отчетную дату находились в стадии выполнения своих рейсов. В том числе было перевезено более 480 тыс. тонн газового конденсата (6 танкеров + 1 в стадии выполнения рейса), почти 110 тыс. тонн железнорудного концентрата (3 судна), около 65 тыс. тонн керосина (1 танкер), почти 25 тыс. тонн рыбопродукции (4 судна) и одно судно с генеральными грузами – 545 тонн. Всего транзитом по Северному морскому пути за отчетный период навигации 2011 года прошли 25 судов.

«Безусловно, база еще низкая, но коэффициент 5 говорит сам за себя», – отметил в своем выступлении на форуме Виктор Олерский. По его мнению, развитию этих перевозок будет способствовать работа Администрации Севморпути (Минтранс ведет работу по формированию данной Администрации), формирование оптимальных тарифов и координация данной деятельности с пожеланиями рынка. Как сообщил в ходе форума заместитель министра регионального развития России Александр Викторов, общий объем перевозок грузов по СМП к 2020 году составит более 30 млн тонн – это минимальная цифра, которая может достигнуть и 75 млн тонн.

В целях усовершенствования законодательной базы для работы судов на трассах Севморпути Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение Государственной Думы отдельный законопроект о Северном морском пути. Принятие законопроекта позволит создать единую систему управления в акватории Северного морского пути и современную инфраструктуру, обеспечивающую безопасные условия плавания судов в арктических морях, включая навигационно-гидрографическое обеспечение и ледокольное сопровождение. Минтранс рассчитывает, что документ может выйти из Госдумы до конца 2011 года. Тогда с 2012 года Россия получит законодательное обеспечение работы Северного морского пути.


Ниже портал «Российское судоходство» приводит перечень судов, прошедших в 2011 году (по состоянию на 21 сентября) по Северному морскому пути.


Выполненные транзитные  рейсы

Танкеры:
1. «PERSEVERANCE»  (29.06  вышел из п. Мурманск – 15.07 прошел Берингов пролив – 25.07 прибыл в порт назначения)
Судовладелец – NEPTUNE  MARITIME  PTE  LTD,  Бельгия (Брюссель)
Оператор – TRANSPETROL  MARITIME  SERVICES,  Бельгия (Брюссель)
Флаг – Сингапур
Груз – 59 981 тонна газового конденсата  компании ОАО «Новатэк»
Погрузка – в  порту Витино,  оформление выхода в рейс в порту Мурманск
Порт назначения – Нингбо (Китай)
Проводка танкера по Северному морскому пути осуществлялась атомными  
ледоколами «Ямал» и «Таймыр».
2. «STI HERITAGE» (19.07. вышел из п. Мурманск – 29.07 прошел Берингов пролив – 16.08 прибыл в порт назначения)
Судовладелец – STI Heritage Shipping Company Limited
Оператор – SCORPIO  Ship Management S.A.M.
Флаг – Marshall  Islands
Груз – 60  944 тонны газового конденсата  компании ОАО «Новатэк»
Погрузка – в  порту Витино,  оформление выхода в рейс в порту Мурманск
Порт назначения – Мап Та Пхут  (Таиланд)
Проводка танкера по Северному морскому пути осуществлялась атомными  
ледоколами «Вайгач» и «Таймыр».
3. «MARILEE» (02.08 вышел из порта Мурманск – 15.08 прошел Берингов пролив – 30.08 прибыл в порт назначения)
Судовладелец – LR ICE SHIPPING SIX LTD,  MARSHALL  ISLANDS
Оператор – C/O  MARINVEST SHIPPING AB,  SWEDEN
Флаг – Норвегия
Груз – 60 098  тонн газового конденсата  компании ОАО «Новатэк»
Погрузка – в  порту Витино,  оформление выхода в рейс в порту Мурманск
Порт назначения – Ханчжоу (Китай)
Проводка танкера по Северному морскому пути осуществлялась атомными ледоколами  «Вайгач» и «Таймыр».
4. «Владимир Тихонов» (21.08. вышел из порта Мурманск  – 30.08 прошел Берингов пролив)
Судовладелец – ОАО «Совкомфлот»
Судовладелец (регистрационный) – Bassett Oceanway  Ltd., Liberia (Monrovia)
Оператор – Unicom Management Services (Cyprus) Ltd.  
Груз – 20 843  тонны газового конденсата  компании ОАО «Новатэк»
Погрузка – в  порту Хоннингсваг (Норвегия),  оформление выхода в рейс в порту Мурманск
Порт назначения – Мап Та Пхут (Таиланд)
5. «STENA  POSEIDON» (30.08 вышел из Мурманска – 08.09 прошел Берингов пролив)
Судовладелец – TERRA  LTD, BERMUDA
Оператор – NESTE OIL, FINLAND
Груз – 57 814,097 тонн газового конденсата  компании ОАО «Новатэк»
Погрузка – в  порту Витино,  оформление выхода в рейс в порту Мурманск
Порт назначения – Инчхон (Южная Корея)
Проводка танкера по Северному морскому пути осуществляется          
атомными ледоколами  «Таймыр» и «50 лет Победы»
6. Танкер «PERSEVERANCE» – 2-й рейс. (30.08 вышел их порта Yosu. С 09.09 по 16.09 – плавание по Севморпути с востока на запад)
Судовладелец – NEPTUNE  MARITIME  PTE  LTD,  Бельгия (Брюссель)
Оператор – TRANSPETROL   MARITIME  SERVICES,  Бельгия (Брюссель)
Флаг – Сингапур
Груз – 64 400 тонн керосина компании ОАО «Новатэк»
Погрузка – в  портах Onsan, Yosu, оформление выхода в рейс в порту Yosu   
(Южная Корея)
Порт назначения  –  Le Havre (Гавр), Франция
Проводка танкера по Северному морскому пути осуществляется атомным  
ледоколом  «Ямал».
7. Танкер  «PALVA» (11.09 вышел из Мурманска – 21.09 прошел Берингов пролив)
Судовладелец – Lacus  Ltd,  Bermuda
Оператор – Neste Shipping Ltd,  Finland
Флаг – Финляндия
Груз – 59 312, 789 тонн газового конденсата  компании ОАО «Новатэк»
Погрузка – в  порту Витино,  оформление выхода в рейс в порту Мурманск
Порт назначения – Хуэйчжоу (Huizhou), Китай
Проводка танкера по Северному морскому пути осуществляется атомным  
ледоколом «50 лет Победы».

Балкеры:
8. «Михаил Кутузов» (13.07 вышел из п. Мурманск – 25.07 прошел Берингов пролив – 10.08  прибыл в порт назначения)
Судовладелец – ОАО «Мурманское морское пароходство»
Груз – 21 700 тонн железорудного концентрата (навалом)
Грузовладелец – Кодорский ГОК
Погрузка – в  порту Мурманск,  оформление выхода в рейс в порту Мурманск
Порт назначения  Джинтанг (Китай)
Проводка судна по Северному морскому пути осуществлялась атомными  
ледоколами  «Ямал» и «Таймыр».
9. «Дмитрий Пожарский» (14.07 вышел из п. Мурманск – 25.07 прошел Берингов пролив – 10.08 прибыл в порт назначения)
Судовладелец  ОАО «Мурманское морское пароходство»
Груз – 21 750 тонн железорудного концентрата (навалом)
Грузовладелец – Кодорский ГОК
Погрузка  в  порту Мурманск,  оформление выхода в рейс в порту Мурманск
Порт назначения  Джинтанг (Китай)
Проводка судна по Северному морскому пути осуществлялась атомными  
ледоколами  «Ямал» и «Таймыр».
10. «SANKO  ODYSSEY» (31.08 вышел из Мурманска – 10.09 прошел Берингов пролив)
Судовладелец (регистрационный) –  ODYSSEY BULKSHIP LIMITED»,  (Япония)
Судовладелец (диспонентный)  NORDIC BULK CARRIERS A/S,  (Дания)
Оператор – SANKO SHIP MANAGEMENT CO., LTD,  (Япония)
Флаг – Либерия
Груз – 66  343,713 тонн железорудного концентрата (Ковдорский ГОК )
Погрузка  в  порту Мурманск,  оформление выхода в рейс в порту Мурманск
Порт назначения  Bеilun  (Китай)
Проводка танкера по Северному морскому пути осуществляется          
атомными ледоколами  «Таймыр» и «50 лет Победы»

Рефрижераторы:
11. «Коммунары Николаева» (04.08 прошел Берингов пролив – 19.08 прошел пролив Карские Ворота, завершил плавание по СМП)
Судовладелец  – ООО «Дальрифер»
Груз – 4 700 тонн, мороженая рыбопродукция
Погрузка – в порту Петропавловск-Камчатский, оформление выхода в рейс в порту Петропавловск-Камчатский
Порт назначения – Санкт-Петербург
Проводка судна по Северному морскому пути осуществлялась атомным  
ледоколом  «Таймыр».
12. «Капитан Пряха» (14.08 прошел Берингов пролив, следует по СМП в западном направлении – 23.08 прошел пролив Карские Ворота и завершил плавание по СМП).
Судовладелец   ООО «Дальрифер»
Груз – 4 700 тонн,   мороженая рыбопродукция
Погрузка  в  порту Владивосток,  оформление выхода в рейс в порту Владивосток
Порт назначения  Санкт-Петербург
Проводка судна по Северному морскому пути осуществлялась атомным  
ледоколом  «Таймыр».
13. «Рейнфрост» (28.08 пересек Берингов пролив – 06.09 прошел пролив Карские Ворота, западную границу Севморпути)
Судовладелец  Freeport Shipping S. A .
Оператор – Laskaridis Shipping Co. Ltd
Флаг  Панама
Груз – 7000 тонн  мороженой  рыбы
Погрузка – в  порту Петропавловск-Камчатский
Порт назначения  Санкт-Петербург
Проводка судна по Северному морскому пути осуществлялась атомным  
ледоколом  «Таймыр».
14. «Берег Надежды» (30.08 пересек Берингов пролив – 13.09 прошел пролив Карские Ворота, западную границу Севморпути)
Судовладелец  ЗАО «РИМСКО»
Флаг – Россия
Груз – 8 273 тонны  мороженой рыбопродукции
Погрузка  в  порту Петропавловск-Камчатский  
Порт назначения  Санкт-Петербург

Генеральные грузы:
15. Теплоход «Пионер Молдавии» (19.08 прибыл в порт Холмск)
Судовладелец  ОАО «Северное морское пароходство»
Флаг  Россия
Груз – 545 тонн крупногабаритного оборудования
Порт назначения  Холмск

Рейсы в стадии выполнения.
16. Танкер «MARIANN» (20.09 вышел из Мурманска)
Судовладелец – LR ICE SHIPPING NINE LTD,  Marshall Islands
Оператор – MARINVEST SHIPPING AB,  Sweden
Флаг – Норвегия
Груз – 61 259,435 тонн газового конденсата  компании ОАО «Новатэк»
Погрузка  в  порту Витино,  оформление выхода в рейс в порту Мурманск
Порт назначения  – Ульсан (Южная Корея)
Проводка танкера по Северному морскому пути осуществляется атомным  
ледоколом «Ямал».

Транзитом в балласте по Севморпути прошли:

1. Ледокол «Кигориак», с востока на запад.
2. МВС «Ростов Великий» (на буксире СМБ «Агат»), с запада на восток.
3. СМБ «Агат» с востока на запад.
4. НИС «Академик Шокальский», с запада на восток (туристический рейс).
5. ПС – 824 (судовладелец  Погранслужба ФСБ России), с запада на восток.
6. ТБС «Нептун» (судовладелец – ООО «Газфлот»), с запада на восток.
7. Т/х «Polarcus Alima», флаг Багамы – в балласте с запада на восток.
8. Т/х «Коммунары Николаева», в балласте с запада на восток.
9. Научно-исследовательский ледокол «Polarstern» (Германия), с востока на запад.



Помимо судов с ледокольным сопровождением, по Северному морскому пути осуществляются и автономные рейсы судов усиленного ледового класса. Так, 12 сентября дизель-электроход усиленного ледового класса «Заполярный», принадлежащий ОАО «ГМК «Норильский никель», вышел из порта Мурманск в направлении Дудинки, а 21 сентября отправился из Дудинского морского порта по Северному морскому пути без сопровождения ледокола. Судно прибудет в порт Шанхай (Китайская Народная Республика) ориентировочно 9-10 октября. На борту «Заполярного»  9 тыс. тонн металлопродукции Заполярного филиала ГМК «Норильский никель» (медь и никель). В Дудинку теплоход пришел 17 сентября из порта Мурманск (вышел из Мурманска 12 сентября).

Данная проводка осуществляется по Севморпути в восточном направлении без сопровождения ледокола второй раз. В прошлом году впервые по этому маршруту самостоятельно прошел арктический теплоход «Мончегорск» (также принадлежит «Норникелю»).

В Шанхае теплоход «Заполярный» встанет в док для проведения очередного освидетельствования Российским морским регистром судоходства (РМРС). В обратный рейс судно выйдет в ноябре из Шанхая в Дудинку с грузами материально-технического снабжения, оборудованием, товарами народного потребления для жителей Норильского промышленного района. Обратный проход по Севморпути также запланирован без ледокола.





Печатное издание